Мэров городов редко встретишь забронзовевшими на постаментах. Первые лица – императоры с президентами и вожди разного калибра – это практически повсеместно, притом во всем мире.
Так вот, на всю Россию памятников мэрам раз, два и обчелся. А уж чтобы при жизни поставили – вообще ни единого. По крайней мере, исходя из сведений в открытых источниках информации. Но и здесь Казань смогла отличиться. Есть! Пусть официально это нигде и не зафиксировано. Но кому надо, те знают: в первую очередь – экскурсоводы и студенты.
Первые ведут к диковинке туристов, вторые заглядывают в Фуксовский сад перед экзаменом. И если гостями города движет любопытство, то цель последних заручиться удачей. С этой целью и трут набалдашник трости шестого декана университета, а фактически – лицо одного из мэров Казани. Выполнена эта часть памятника в виде мужского лица с усами, очень схожего с обликом предыдущего председателя исполкома татарстанской столицы Камиля Исхакова.
Впрочем, информация об этом ходит на уровне городских легенд – непременного признака истинной значимости человека, вокруг пустого места они не возникают. Вот в «КВ» и решили расставить все точки над «ё» в этом вопросе и услышать комментарий из первых уст.
Не упустить счастья своего
Для начала следовало самолично убедиться в том, насколько молва основательна и приглядеться внимательней к памятнику Карлу Фуксу. Хотя и окрест там есть на что посмотреть – с высокого берега Казанки открывается величественный вид на третью российскую столицу. Конечно же, первым делом обращаешь внимание на трость, тем более рассмотреть ее детально есть прекрасная возможность, ведь сам памятник стоит не на постаменте, его роль выполняет небольшая возвышенность, выложенная брусчаткой.
С фронтальной части ничего необычного, ведь набалдашник скрыт рукой, а вот с тыльной – взгляду открывается мужское лицо с пышными усами. Оно действительно похоже на Камиля Исхакова. Патины нет только на носу. Видно, что к нему время от времени прикладывают руки. И, говорят, в первую очередь тех, кто грызет гранит науки в Казанском федеральном университете.
Студенты – они вообще самые истовые натиратели всевозможных памятников и скульптур. В одной только Москве существует с десяток «намоленных» экзаменуемыми памятников. Самый известный – собака рядом с пограничником на станции метро «Площадь революции». В Санкт-Петербурге желающие сдать экзамен ходят коснуться покровительницу наук императрицу Екатерину II. В Омске учащимся покровительствует чугунный слесарь Степаныч на Люблинском проспекте, который по пояс вылез из канализационного люка.
Хотя в целом «тертомания» имеет куда более широкое распространение, чем студенческая среда. Кто из нас не соблюдал общепринятых правила для ищущих счастья: везде, где увидишь россыпь монеток, брось свою; если у памятника что-то натерто до блеска – обязательно на всякий случай проведи рукой.
Раскрыть «тайну» изваяния
Сейчас каникулярная пора, так что студентов, пришедших заручиться поддержкой бывших декана Императорского Казанского университета и мэра, не наблюдается. Впрочем, как и толп туристов. Причину этого узнаем у экскурсовода со стажем Данилы Абдулхаева.
Посещение памятника Фуксу не входит в обычные экскурсионные маршруты, но авторские экскурсии я сюда вожу, — говорит гид. – Рассказываю им, конечно, и про тайну этого изваяния.
Тайну?
Ну да – тайну. Ведь доподлинно не известно, кто изображен на набалдашнике трости: то ли это мэр Исхаков, то ли скульптор изобразил себя, решив отомстить за что-то заказчику. На счастье, конечно, каждый из экскурсантов обязательно трость потрет.
На вопросы касательно этой темы согласился ответить Камиль Исхаков, в бытность которого на посту председателя горисполкома – в 1996 году, и установили памятник. Произошло это, к слову сказать, в год 220-летия со дня рождения Фукса и 150-летия годовщины его смерти.
Кстати, нынешний год тоже юбилейный – исполняется двести лет, как профессор заступил на должность декана и пробыл на этом посту с 1823 по 1827 года. Но в памяти народной он оставил след не только и даже не столько этим. Карл Федорович был многосторонне развитой личностью – медик, ботаник, этнограф, историк, археолог и нумизмат.
Значительную часть из своих без малого 70 лет жизни уроженец Германии посвятил служению России.
Прибыв в нашу страну в 1801 году в 24-летнем возрасте, доктор медицины прошел нелегкий путь от полкового врача до одного из авторитетнейших и образованнейших людей своего времени. Сам Александр Пушкин просил знакомых «засвидетельствовать глубочайшее почтение Карлу Феодоровичу, коего благосклонность и любезность будут вечно памятны».
А еще к первой медицинской знаменитости Казани обращались люди всех сословий и состояний и никогда не получали отказа. Когда весной 1846 года Фукс сам серьезно заболел и скончался, в последний путь его провожали не только губернатор и вся городская знать, но и толпы простых казанцев: купцы, ремесленники, множество раскольников и татар, шедших без шапок. Достойный пример гражданского служения.
Памятник, как и человек, должен быть доступен
— Я очень уважительно отношусь к Фуксу, он всей своей жизнью, своим служением должен быть и сегодня примером для нас. В частности, в деятельности на посту мэра я, можно сказать, сверял по нему часы, — сразу без особых предисловий начал беседу Камиль Исхаков.
И хотя имя Фукса было увековечено в топонимике Казани сквером его имени, в мэрии решили, что знаменитый земляк достоин памятника.
— Вообще, тогда мы довольно детально изучили не только саму личность Карла Фукса и его вклад в тогдашнюю жизнь Казани, но и отношение людей к нему. А раз это был человек близкий к народу, жил его чаяниями, то и памятник должен был это отразить. Его ведь по-всякому можно было сделать. Помню, поэтому и решили не устанавливать сам памятник на высокий пьедестал, как это обычно бывает, а сделать его доступным, – говорит экс-градоначальник.
Так, по словам Камиля Шамильевича, и пришла идея с небольшим круговым возвышением, чтобы отовсюду к нему подойти можно было. Это отражало бы сущность самого Фукса – открытость, доступность. В изобразительной части к авторам было лишь условие – схожесть с прототипом и, как уже говорил, открытость натуры донести.
Работу по воплощению задуманного поручили двум московским скульпторам Игорю Козлову и Андрею Балашову, оба участвовали во всероссийском симпозиуме, проходившем в Казани тем летом. Им-то заслуженный архитектор РТ Розалия Нургалеева и донесла идею главы города поставить памятник Карлу Фуксу.
Москвичи поначалу не хотели браться за проект. Дело в том, что сроки на его реализацию были отведены, по их мнению, «нереальные»: заказ поступил в августе, а в ноябре памятник уже надо было открыть. Но после встречи с мэром и некоторых раздумий Казаков и Балашов согласились. Видимо, доводы оказались убедительны. Правда, позже не исключено, что пожалеть об этом могли не раз, отсюда и слухи о возможной мести заказчику.
Вопрос отливки стал камнем преткновения
Главной темой разногласий, надо полагать, стал вопрос по месту отливки изваяния. Как говорится, на берегу его не обсудили, и он встал ребром уже после того, как формы для отливки памятника из бронзы были готовы. А перед этим в мэрии утвердили макет из пластилина, за основу которого ваятели взяли единственный прижизненный портрет Карла Фукса. В горисполкоме настаивали, чтобы отливку производили в Казани, авторы противились этому, так как их не устраивало качество работы местных литейщиков.
Скульпторов можно понять, ведь тоже за дело радели. Но пришлось настоять на своем. Я, кто знает – не дадут соврать, строгим был человеком на своем посту: сказал – должно быть сделано. Но не во вред самому процессу, конечно. Так же, как и скульпторы, не хотел, чтобы халтура какая-то появилась. Такое себе дороже. Но для меня было принципиально, чтобы первый памятник в постперестроечной истории Казани изготовили в городе. Тем более, что свое литейное производство у нас было.
Но в итоге, насколько известно, в назначенный срок – к визиту посла Германии в Казань, пришлось открывать гипсовую версию памятника, покрашенную под бронзу. А позже уже – по готовности заменить ее на реальное изваяние.
Скажу так, у всего есть своя цена. Да, потребовалось время на модернизацию у нас литейного производства, чтобы оно соответствовало всем необходимым требованиям. На это ушло время. Зато по итогу в городе появилось свое современное бронзовое литье. Это важно было еще и потому, что мы планировали развивать это направление. И оказались правы, так у нас появился памятник Шаляпину и другие.
Правда и кривда жизни
Пришла пора переходить к главному вопросу, ради которого и затевался разговор.
А как вы отреагировали на хулиганство скульпторов, когда увидели, что набалдашник трости, скажем так, усат?
Лично я сразу не заметил. Доложили потом. Точно уже и не помню, как отреагировал. Да и какая разница, поправить-то все равно уже ничего нельзя было.
Говорят, что отшутились: «Ну все, я теперь в историю вошел…».
Вполне возможно.
А между тем, до сих пор нет полной определенности по поводу того, кто изображен на набалдашнике трости Фукса. Одни говорят – это вы, другие склонны думать, что Игорь Козлов запечатлел себя. А как вы сами считаете?
Важно не то, что я думаю, а как есть на самом деле. Вот вам, журналисту, как говорится, и карты в руки. Выясните.
По всему выходит, что это определенно вы. Во-первых, по словам Андрея Балашова, ваш облик Игорь Козлов (самого его не спросишь, так как он умер в 2012 году) слепил сначала ради шутки, а потом предложил соавтору так и оставить, мол, «все равно никто не заметит». Кстати, будь памятник на высоком постаменте, так могло бы в конечном итоге и выйти. Во-вторых, сам Козлов хоть и тоже был усат, но у него иные формы носа, щек и подбородка, да и прическа не такая пышная. Так что, думается, в этом вопросе можно поставить точку.
Значит, так и запишем. Я всегда за правду жизни. К сожалению, в ней немало кривды. Расскажу первое, что пришло на ум. Когда мы занимались возвращением иконы Казанской божией матери из Ватикана, в состав делегации на встречу с Папой римским попросили включить в делегацию пять человек. Зачем – не знаю. Ну включили.
Вся миссия их состояла в том, что, пока мы общались с Иоаном Павлом II, они сидели в приемной. Когда же их пригласили и они зашли, он вручил им по медальончику и сделали несколько групповых снимков. Потом читаю в газете интервью с одним из делегатов, и, исходя из содержания, получается, что это он в Казань икону привез.
Люди по-разному пытаются войти в историю.
Надеюсь, вы понимаете, что я с долей иронии говорил о том, что с этой тростью Фукса теперь в историю вошел. Для меня куда важнее, чтобы в памяти горожан сохранилось мое доброе имя. Знаете, чтобы спустя годы внуки-правнуки с гордостью представлялись, что они Исхаковы. Вот таким представляется мне свой памятник. От слова «память».
В качестве P.S.
Что побудило Игоря Козлова на хулиганство в конце концов не так уж и важно. До сей поры остается непознанным, что водит рукой того или иного творца. Даже для него самого, что бы он потому поводу ни думал. Это из области провидения. Какими бы мотивами не руководствовался скульптор, возможно, таким образом подспудно материализовал слова первого в современной истории Казани мэра о том, что он в чем-то хотел бы быть похож на шестого декана Императорского Казанского университета.
Так и рождаются городские легенды. Без них наша жизнь было бы определенно скучнее, и в ней стало бы меньше, пусть и призрачных, надежд на удачу и счастье.