Как мультики влияют на психику ребенка

Какой ребенок не любит мультфильмы? Сейчас чуть ли не с первых месяцев жизни малыши с упоением наблюдают за своими любимыми героями. Просматривая мультфильмы, они учатся рисовать, мастерить, читать, считать, познают строение поездов, машин, узнают, почему идет дождь и многое другое. В общем, мультики стали важной частью жизни наших детей.

news_top_970_100

С какого возраста можно разрешать ребенку смотреть мультфильмы? Как они влияют на его психику? Безопасны ли популярные современные мультики для малышей? Обо всем этом «КВ» беседуют с педагогом-психологом высшей категории казанской гимназии №3 Анной Минневалеевой.

Откуда берутся непристойные жесты

- Мультфильмы, конечно же, влияют на мировоззрение ребенка, у которого еще неустойчивая психика и система ценностей только формируется, - говорит специалист. - Поэтому, когда ребята видят на экране агрессивное, хулиганское, извращенное поведение, которое никак не наказывается, не осуждается, не исправляется, то очень высока вероятность, что дети будут вести себя так же. 

- Анна Ивановна, как те или иные сцены, увиденные на экране, могут изменить психику ребенка?
- К примеру, мультфильмы, где показываются опасные для жизни формы поведения, снижают у ребенка инстинкт самосохранения, повышая риск получения травм. Сейчас становится все больше мультфильмов, в которых демонстрируются несвойственное полу поведение, смешение гендерных ролей. Последствие просмотра таких сцен - неадекватное формирование у детей представлений о гендерных ролях. К сожалению, часто в мультфильмах мы видим неуважительные действия в отношении людей, животных, растений, видим, как герои безнаказанно глумятся над пожилыми, немощными. Все это приводит к тому, что ребенок начинает безжалостно и грубо общаться со взрослыми и сверстниками, показывать непристойные жесты. У него развиваются эгоизм, бездуховность, и жестокость.

- Но ведь не все мультфильмы учат ребенка плохому?
- Есть масса продукции, пробуждающей познавательную активность. Мультфильмы с положительным посылом на уровне детского понимания учат добрым отношениям с людьми, животными и растительным миром, правильному поведению в различных жизненных ситуациях. Ребенок, сравнивая себя с тем или иным персонажем, учится преодолевать свои страхи, ценить других. Именно такие мультфильмы могут служить родителям отличными помощниками в воспитании. Главное, чтобы мамы и папы точно знали, что смотрит их ребенок, не всегда доверяли мнению большинства или моде на какую-либо новинку, а сначала пропускали продукцию через себя и только затем показывали это своему любимому чаду.

Что смотреть: от годика и старше

- Какие мультфильмы и в каком возрасте следует смотреть?
- Если малышу еще не исполнился годик, нет необходимости показывать ему что-либо. Раннее и долговременное приобщение к мультпродукции может привести к агрессивности, гиперактивности, недоразвитию речи, зависимости от экранной информации. С 18-го месяца жизни можно включать малышу детские передачи или мультфильмы, но продолжительность просмотра должна составлять 10 - 15 минут в день. С двух лет ребенку можно показывать лаконичные, развивающие передачи два раза в день по 10 - 15 минут. 

Ребенку 3 - 4 лет нужна продукция с простыми и короткими сюжетами, сказки, связанные с семейным укладом. Желательно, чтобы главными темами мультфильмов была жизнь людей, растений, животных, знакомство в виде образов с природными явлениями, техникой и т. д. В этом возрасте мультикам можно посвящать два сеанса в день по 15 - 20 минут каждый. 

- А что посоветуете родителям 5 - 6-летних детей?
- Это период расцвета детского воображения. С 5 - 6 лет детям можно смотреть телевизор или пользоваться компьютером по 30 - 40 минут два раза в день с обязательным перерывом. Сюжеты мультфильмов и кинофильмов должны быть связаны с общением и различными отношениями между персонажами, темами дружбы, вражды, жизненными позициями, укладами. Важно, чтобы экранные герои были воплощением конструктивных способов разрешения конфликтов.
После 7 лет продолжительность просмотра может составлять около полутора часов в день. В этом возрасте ребят интересует взрослая жизнь, человеческие поступки, реакции. Они усваивают нормы и правила поведения, представления о справедливости, что важно для развития самоконтроля. 

- Что вы скажете о ребятах постарше?
- Для ребенка 11 лет и старше разрешенное время для просмотра телепередач не должно превышать трех часов. Важен контроль родителей. Сцены жестокости или сексуальные сюжеты детям этого возраста не нужны. Просмотр жестоких поступков развивает толерантность к агрессии и грубости в жизни. По мере взросления ребенок привыкает к насилию, приобретая потребность видеть и ощущать все новые и новые порции насилия и убийств. А сексуальные сцены не оставляют места для детской робости, духовной и моральной чистоты - непременных условий для первой влюбленности, чистых, романтических отношений, создания семьи и продолжения рода.

О Маше, Шреке и школе волшебниц

- Охарактеризуйте, пожалуйста, мультфильм «Маша и медведь». Какое влияние он может оказать на ребенка?
- К данному мультику у многих очень противоречивое отношение. Но надо признать, что он качественный, забавный, яркий, сделан с хорошим чувством юмора. Однако в нем показано типичное поведение избалованного ребенка-эгоиста, а взрослые выступают в роли инструмента для добычи игрушек и развлечений. Мы видим ребенка, который не умеет себя вести, а взрослый даже не делает попыток пресечения такого поведения. Он не воспитывает, а потакает. Дети видят, что можно безобразно вести себя и получить все, что захочешь. К сожалению, данный мультфильм программирует девочек на доминирование и потребительское отношение к людям.

- А что вы скажете по поводу мультика «Клуб Винкс: Школа волшебниц»?
- Этот мультсериал рассчитан на 7 - 11-летних. Но почему мы на экране видим не девочек, а сексуальных девушек в откровенных одеждах, с нереально длинными ногами, огромными глазами, тонкой талией? Это уже является якорем для определенного поведения, стремления к искусственным формам, анорексии. Героини словно остановились в развитии, им недоступны логические заключения, они не хотят и не умеют думать, не желают что-либо делать сами. Все свои проблемы главные героини решают с помощью магии. Мальчики же в мультфильме показаны слабым полом. В результате у детей, воспитанных на таких мультиках, при встрече с любой проблемой начинаются паника, слезы и истерики. Ведь они каждый день видят, как на экране все делается легко и просто, а в жизни так не получается.

- Наконец, нельзя не упомянуть «Шрека»...
- И здесь есть над чем задуматься. Почему главная героиня ради смеха убивает животных (взорвала голосом птичку, а из будущих деток жарит яичницу)? Здесь показаны нетрадиционные семьи (осел и дракониха), бармен в макияже и женской одежде. А как Шрек ухаживает за Фионой? Он волочит свою подружку, как мешок, а потом неприлично заигрывает с ней. В наших мультфильмах героинь не таскают, не бьют, не хватают за что попало. У нас лягушки превращаются в принцесс, а здесь, наоборот, нормальная девушка предпочитает стать огршей (в легендах и мифах эти создания убивали и съедали детей).

Мультики: советские или американские?

- Чем отличаются американские мультфильмы от советских? 
- Советские мультфильмы качественно сняты. Они правильные, добрые, направлены на формирование положительной детской картины мира, в них нет насилия. Злодеи перевоспитываются, конфликты разрешаются конструктивно. Да и зло в советских мультиках подается в иронично-комичной форме, что смягчает его природу. Но сейчас популярны американские мультфильмы, где со злом расправляются физически. Они закладывают в сознании ребенка насилие и стремление подражать супергероям, которые легко умерщвляют, расстреливают, разрезают на части своих врагов. Да, в советских мультфильмах тоже убивают Змеев Горынычей и Кощеев, но это не смакуется, а происходит после долгих переговоров и увещеваний. При просмотре американских мультфильмов в детях развивается садомазохизм, и они испытывают наслаждение, когда герой причиняет кому-то боль или кого-то убивает. 

- Особенно этим грешат японские аниме...
-Да. Там в деталях показывают, как разрубают людей, как выпадают внутренние органы и брызжет кровь. Речь идет о сознательном притуплении у детей чувства сострадания. Можно даже сказать, что аниме оказывают разрушающее действие на психику подростков, поощряя смену пола и толерантность к другим отклонениям. 

- А целующиеся принц и принцесса - это нормально для психики ребенка?
- В ответ хотелось бы задать встречный вопрос: а дома родители целуются открыто и трогают друг друга за разные места? Наверное, нет. Максимум проявления чувств - это целомудренные поцелуи в щечку, пожатие рук. То есть мы понимаем, что нашим детям не нужно видеть лишнее. Если на экране герои целуются и всем своим видом намекают на сексуальный подтекст, мы на это обращаем мало внимания. Для нас это не является чем-то запретным. Для детей же это первый сексуальный пример, которому они будут подражать. 

Родителям нужно задуматься, готов ли по возрасту ребенок следовать этим стереотипам в поведении. Последствия могут быть самыми плачевными - девочки замыкаются в себе, комплексуют, если недотягивают до мультяшных красавиц, а мальчики хотят влюбляться только в девушек с нереальными физическими данными и просто фонтанирующей сексуальностью. 

Помните, сам родитель является носителем духовных ценностей. Детей воспитывают не столько мультики, школа или улица, сколько наш собственный родительский пример.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100