Конечно, выбранная дата - это простая условность, точка отсчета в системе измерения времени. И она неоднократно менялась, как и традиции, связанные с праздником.
На заре времен
Еще в древние времена люди пытались объяснить окружающую их действительность. Благодаря движению небесных тел и цикличности некоторых процессов они сумели довольно точно измерить продолжительность года. Хотя в то время еще не знали, что за этот срок наша планета делает полный оборот вокруг светила.
Так, жизнь древних египтян зависела от реки Нила. И наступление нового года они праздновали в дни его разлива. Уже в те времена люди пышно отмечали смену года, проводя пиршества и религиозные обряды.
В древнем Вавилоне новый год встречали в марте. Почти двухнедельное веселье под названием Акиту было посвящено языческим богам и связано с циклом возрождения природы после зимы.
Один из старейших новогодних праздников в мире - Навруз - возник в древней Персии. Некоторые историки считают, что его стали отмечать еще в VI веке до нашей эры. Дата празднования приходится на день солнечного равноденствия в марте. Навруз до сих пор отмечается тюркскими и иранскими народами.
Однако чемпион по долгожительству - китайский Новый год, традиция которого появилась более 3 тысяч лет назад. Неудивительно, что за это время вокруг него появилось множество легенд. С одной из них связана традиция украшать все вокруг красными фонариками и запускать фейерверки. Считалось, что так жители деревень когда-то старались отпугнуть голодного зверя, поселившегося поблизости.
А что у нас
Дату празднования Нового года в нашей стране меняли неоднократно. Историки затрудняются точно сказать, в какие дни провожали старый год наши дохристианские предки. По одной из версий, это происходило в день весеннего равноденствия. По другой - в день зимнего солнцеворота.
После крещения Руси страна перешла на юлианский календарь, по которому прожила больше тысячи лет. К слову, тогда летоисчисление велось не от Рождества Христова, а от сотворения мира, по которому сейчас идет 7533 год.
До XV века официальной датой наступления нового года в стране было 1 марта. Византийцы, руководившие православной церковью, со временем перенесли его на 1 сентября. Такое решение породило некоторые разногласия. Потому в 1492 году великий князь Владимирский и Московский Иоанн III своим указом повелел Новый год всем праздновать 1 сентября.
А вот привычную нам традицию провожать старый год в ночь с 31 декабря на 1 января ввел император Петр I в 1699 году. Тогда же страна перешла на привычное современным россиянам летоисчисление от Рождества Христова.
Никакого праздника
В 1915 году праздник был запрещен императором Николаем II. Такое решение было связано с борьбой с германским влиянием в стране на фоне Первой мировой войны. Началась ликвидация немецких колоний и переселение колонистов в Сибирь. Символически Санкт-Петербург был переименован в Петроград. Новый год также стал восприниматься как немецкая традиция. В канун 1915 года немецкие военнопленные устроили праздник с елкой, что вызвало общественное возмущение, и царь запретил отмечать Новый год, посчитав его вражеской традицией.
После Октябрьской революции большевики вернули народу праздник. Владимир Ленин даже лично участвовал в организации елок для детей. Но уже после смерти вождя революции праздновать Новый год снова запретили, посчитав, что тот имеет религиозные корни. Под запрет попала и елочка…
Реабилитация праздника началась с заметки в газете «Правда» 28 декабря 1935 года, где Павел Постышев, видный политический деятель того времени, предложил организовать новогоднюю елку для детей. 30 декабря в Харькове прошел первый новогодний бал-карнавал, собравший более тысячи школьников. Инициатива была признана успешной, и вскоре праздник был узаконен.
Пожалуй, именно в СССР Новый год обрел привычный для нас статус общенародного праздника. На протяжении многих веков он оставался второстепенным, к тому же приходился на время Рождественского поста.
Большевики внесли еще одно важное изменение - переход на григорианский календарь. Благодаря этому в нашей стране появился один из самых необычных праздников - старый Новый год. Отмечается он 13 января, то есть 1 января по юлианскому календарю.
Символы и традиции
Сохранилось немало письменных свидетельств того, как праздновался Новый год в былые времена. Так, в годы правления Иоанна III в Москве палили из пушки.
Стрелять из мушкетов, пушек и ружей велел и Петр I. Такой вот аналог фейерверка. Император принес в Россию одну из главных новогодних традиций - украшать елку. А главным новогодним развлечением в те годы было катание с ледяных горок на санках.
Традицию готовить для новогоднего стола необычные блюда привнесла императрица Екатерина II. Она же ввела обычай дарить подарки. Впрочем, тогда в большей степени это была прерогатива состоятельных людей. Они дарили друг другу украшения, меха и другие дорогие вещи. Детям доставались сладости и игрушки.
В конце XIX века огромную популярность приобрели новогодние открытки. Очень быстро к созданию рисунков для них стали привлекать знаменитых художников, в их числе Иван Шишкин, Илья Репин, Иван Билибин и другие. В советские времена новогодние открытки довольно долго были запрещены. Снова их стали печатать в годы Великой Отечественной войны, потому и сюжеты рисунков были военными. Однако после Победы вернулись нарядные открытки.
А главный символ Нового года Дедушка Мороз появился на свет относительно недавно. Причем поначалу не существовало единого мнения, как же он должен выглядеть. Привычный нам образ дедушки в яркой шубе и с мешком подарков появился уже в 1930-х годах. Одним из главных прообразов Деда Мороза стал языческий бог - повелитель зимней стужи, также на его образ повлияли святой Николай Чудотворец и сказочный персонаж Морозко.
А его внучка Снегурочка появилась как литературный персонаж, причем поначалу она не имела никакого отношения к Новому году. Сказочную девушку придумал, используя фольклорные мотивы, поэт Григорий Данилевский в 1860 году. В его стихах Снегурочка, осознавая скорое расставание с близкими, начала таять и в конечном итоге растворилась в весенних лучах.
Вскоре этот сюжет адаптировал Александр Островский в своей пьесе «Снегурочка». Здесь Снегурочка предстает как дочь Весны-Красны и Деда Мороза. Узнав о желании бога солнца Ярило зажечь в ней любовь, Мороз пытается спасти ее и отдает на воспитание крестьянской семье. Однако, стремясь к человеческим чувствам, Снегурочка все же влюбляется и погибает под горячим солнцем.