Ученый-историк Валерий Федорович Телишев активно работает в КФУ в деле сохранения памяти о войне, подвигов преподавателей и сотрудников. Под его руководством издано три сборника воспоминаний ветеранов и детей войны, тружеников тыла. А сам он - невысокий, неизменно элегантный, с выразительными и внимательными глазами и открытой, располагающей улыбкой - возглавляет Совет ветеранов университета.
Его энергия поражает. Валерию Федоровичу нужно постоянно в чем-то участвовать, передавать информацию, рулить процессами или держать руку на пульсе. Все, кто с ним знаком, отмечают его потрясающую эрудицию, удивительные организационные способности, умение заводить аудиторию. При этом он всегда очень внимателен к собеседнику.
Валерий Федорович живет с душой нараспашку, говорят о нем коллеги. С первых минут общения попадаешь под его обаяние. Студенты в своем преподавателе души не чают. «Валерия Федоровича безумно уважаю! - сказал о Телишеве один из них. - Он потрясающий преподаватель. У него феноменальная память - способность запоминать мельчайшие детали - кто из нас, как и когда вел себя сто лет назад. А еще он справедлив».
Валерий Федорович - один из аксакалов КФУ. «Как поступил в вуз, так и прикипело сердце к альма-матер. В декабре будет уже 50 лет, как я в универе, - сообщает Валерий Федорович. - А как я стал историком, отдельная история!»
После службы в армии устроился на завод слесарем. Сначала хотел стать технарем, но так как в армии увлекся политработой, решил изучать историю. Отправился в университет подавать документы, но оказалось, что историков принимали раньше на два месяца. Подал документы на юрфак. Но на сочинении срезался и пошел работать.
- Однажды на завод пришли преподаватели из КГУ, сообщили, что открывается подготовительное отделение, - продолжает ветеран. - Стал собирать документы, но опять опоздал на историю. Пошел на филологию. Семья поддержала, вечерами занимался с родителями, вместе писали диктанты и сочинения. В группе 18 девушек и один я. Там и познакомился со своей будущей женой, мы уже 46 лет вместе. Она мне очень помогала. На диктантах, когда нужно было поставить запятую, наступала на ногу.
- Валерий Федорович, вы стояли у истоков легендарного движения «Снежный десант»…
- Да, был комиссаром поискового движения. Участники десанта прошли всю Россию, Белоруссию, Украину. Из «Снежного десанта» вышли около 90 ученых, кандидатов и докторов наук. Будучи историком, был на Всесоюзном слете отличников похода по местам революционной и боевой славы. Встречался с легендарным Алексеем Стахановым. А в Волгограде - с маршалами Иваном Баграмяном и Василием Чуйковым. Есть что вспомнить! У нас была очень насыщенная студенческая жизнь. И все: филологи, историки, журналисты были вместе.
- «Снежный десант» ведь общественное движение?
- Конечно! У нас были факультетские десанты - физфака, мехмата, биолого-почвенного факультета, геофака, юрфака… Сегодня правительство за эту работу гранты дает.
- В чем секрет вашей активности?
- По своей природе я человек неуемный. Мне все интересно! Походник со стажем. Представляете, у меня семья, двое детей, а я на вокзал с рюкзаком. Хорошо, что жена понимающая. Супруга мне сейчас говорит: «Ну куда ты все время бежишь?» А я считаю, что общественная работа - это отличная подпитка энергии, интереса к жизни. Что такое Совет ветеранов? Это крайняя полоса активной жизни, перед тем как уйти.
- Трудно быть главой Совета ветеранов крупного университета?
- Знаете, какая штука, забывают иногда ветеранов. К сожалению, один ветеран у нас умер в 99 лет и никого рядом с ним при жизни не было, кроме меня. Сейчас в КФУ всего 5 ветеранов войны осталось. Но есть еще такой огромный пласт, как дети войны. К сожалению, не во всех регионах России есть поддержка от государства для этой категории. Увы, в Татарстане ее тоже нет.
- О чем болит голова у председателя?
- Сейчас, к сожалению, нет единой идеологии. Не прописано этого в Конституции. Нужно очень взвешенно относиться к истории. Удивитесь, но в свое время даже Александра Невского считали предателем. Конечно, нужна системная патриотическая работа. Нас воспитывали на конкретных патриотических примерах. На подвигах Чапаева, Алексея Маресьева, генерала Карбышева… Считаю, нужно опасаться аморфной массы и синдрома толпы.
- Валерий Федорович, ощущаете свой возраст?
- Мне кажется, что я еще не старик. На свои 72 года себя точно не ощущаю. Должно быть, это генетика: отец мой был неугомонный, мама тоже очень энергичная. Раньше у меня в 7.40 занятия начинались, а заканчивались в 22.00.
- Что нужно делать для того, чтобы не чувствовать годы?
- Как их не чувствовать? Они все равно приходят. У одного раньше, у другого позже. Даже у студентов сейчас чувствуется возраст, это видно по их отношению к жизни. Но молодые порой ведут себя таким образом, что, думаю, рано станут пожилыми. Ведь чтобы долго чувствовать себя полным сил и энергии, нельзя замыкаться в себе. Чем ты активнее, тем интереснее жить.