Олимпиада включает в себя четыре основных этапа: от школьного до всероссийского. Второй из них — муниципальный. Участвовать можно в любых дисциплинах — олимпиады предусмотрены и для физиков, и для лириков. Но вот задача: как в пандемию сохранить здоровье ребят и при этом провести соревнование честно? Решение приняли непростое — состязаться на компьютерах.
Традиционный формат проведения олимпиады был сильно изменен. Вместо того чтобы ехать на соревнование в один общий корпус, мы, например, одиннадцатиклассники казанских школ, остались в стенах родных гимназий и лицеев. Кабинет каждой школы, где собирались участники, был оборудован тремя камерами с диктофоном. Запись камеры тут же передается в пункт проверки, где отслеживают весь процесс и по необходимости делают замечания. Каждому ученику выдан ноутбук или компьютер для входа в олимпиадную систему. Заранее олимпиадникам присуждается специальный код, который требуется ввести в поле. Только после этого непростого технически процесса мы смогли приступить к заданиям.
Сначала с друзьями-олимпиадниками думали, что такой подход уничтожит всю привлекательность олимпиады: мы ведь теперь не можем писать от руки или делать пометки на бумаге. Но неожиданно плюсы этого формата перевесили минусы. Во-первых, участника при проверке результатов невозможно опознать — система тут же кодирует его работу. Поэтому олимпиада получается честной. Во-вторых, работу можно сделать только в указанный промежуток времени. Дольше сидеть нельзя, ведь компьютер тут же выйдет из системы, как только время истечет. В-третьих, свою работу можно всегда пересмотреть и учесть ошибки на будущее. Есть возможность зайти в свой личный кабинет в любое время после олимпиады. К тому же почти все задания проверяет автоматизированная система, поэтому итоговый результат точный. А вот проверяющий может устать и упустить в процессе проверки что-то важное.
Конечно, все мы должны были надеть маски и соблюдать необходимые меры предосторожности. Кажется, что эти атрибуты не новинка, но писать олимпиаду в маске три часа сложно и утомительно. Это, пожалуй, единственный минус.
Но я думаю, если участник усердно занимался и работал весь год, то любой формат ему не помеха. Например, в олимпиаде по английскому языку, в которой я участвовала, задания остались такими же интересными. Только вместо того чтобы написать деловое письмо в последней части, мы его печатали. Остальные же задания традиционно были тестовыми: выбрать верный ответ, ввести слово…
Этот год показал, что школьники готовы к новым форматам олимпиады. Подростки отлично ладят с техникой. Так что внедрение технологий — это всегда ново и отвечает интересам молодежи. Главный вопрос сейчас: останется ли такой компьютерный формат с нами или школьники опять вернутся к ручкам и листам бумаги? Узнаем в следующем году. Но главное, что должно остаться в олимпиаде, — это честность и равные условия для участников.
Елизавета МАЙДАНОВА, слушатель школы стажера при «КВ»