Информационная шумиха достигла своего апогея, когда Президент Татарстана Рустам Минниханов у себя на странице в «Инстаграм» поблагодарил Николая Васильевича за его работу. Газетчики и телевизионщики буквально стали охотиться за пенсионером, доставляя ему немало беспокойства.
Чувствуя за это свою ответственность и некую вину (это ведь мы стали первоисточником информационной волны), корреспондент «Казанских ведомостей» вновь навестила дядю Колю. Он как раз вернулся с моста, где ошкуривал стойки от старой краски. Весь покрытый желтой пылью, но очень довольный - дело сделано. И, конечно же, первый вопрос, знает ли он о благодарности первого лица республики.
- Да успели уже журналисты сообщить, - махнул рукой Николай Васильевич. - Не люблю я всего этого. А Президенту нашему спасибо за теплые слова, приятно, когда твою работу оценивает такой человек.
Как сказал Николай Васильевич, за месяц что-то изменилось, но предстоит сделать еще многое. Он все так же ездит к мосту на велосипеде - 9 км туда и столько же обратно. Делать это пенсионеру нелегко. При возможности выручает старинный друг Владимир, который старше его на 2 года, подвозит на старенькой «Оке». А иначе работы бы на мосту встали.
После публикаций в СМИ добровольных помощников у Николая Васильевича прибавилось. Ребята устраивают субботники, приезжают на Казанку, собирают мусор. Только у требовательного пенсионера, привыкшего делать свою работу на отлично, и тут есть замечания.
- Первый раз мешки с мусором мы увезли на своей машине, - рассказывает он. - А потом собранные кучи так и остались лежать. Если не упаковать в мешки и не вывезти, все останется под снегом до следующего года. А это непорядок.
Самый ценный подарок Николаю Васильевичу сделал бывший его ученик, который узнал о своем учителе из нашей газеты. Мужчина подарил для общего дела генератор.
- Вот такая вещь! - восхищенно поднимает большой палец Николай Васильевич. - Благодаря ему мы почистили болгаркой от старой краски стойки моста. Вручную пришлось бы мучиться несколько недель. Сейчас нужен человек, который владеет навыками верхолазной работы, чтобы покрасить эти стойки.
Сам Николай Васильевич уже не справляется с такой работой. Жалуется - руки стали слабыми, ведро с краской пролил. На высоте может не удержаться, позвоночник беспокоит - постреливает. Добровольные помощники без соответствующего опыта на такую работу не подписываются, да и не надо - опасно. Нужно специальное альпинистское оборудование, чтобы с высоты не сорваться.
- Вам бы уколы поделать, чтобы поясница не болела, - предлагаю я.
- Не до этого еще, - отмахивается пенсионер. - Пока дожди не зарядят, надо завершить дела на мосту.
В курсе Николай Васильевич и про президентское распоряжение, данное администрации Высокогорского района, чтобы они следили за техническим состоянием моста.
- Был сегодня человек, все ходил, узлы, тросы фотографировал, - рассказывает мой собеседник. - Опасаюсь, как бы не забраковали и не демонтировали. Как говорится, нет моста - и нет заботы. Он ведь им раньше не нужен был.
Мы на маленькой кухоньке Николая Васильевича, пьем чай с конфетами. Чисто, аккуратно, несмотря на то, что уже несколько лет пенсионер живет один в родительской квартире. Однолюб, - он не признает никаких других женщин, кроме своей горячо любимой супруги, которая покинула этот мир после тяжелой болезни несколько лет тому назад.
- Я самостоятельный, многое умею в домашнем хозяйстве, так что справляюсь со всем, - говорит Николай Васильевич. - Вот с мостом завершу дела, сварю повидло. Яблоки уже давно ждут меня.
Только побывав в квартире пенсионера, понимаешь, откуда у него любовь к изобретательству и техническому творчеству. В ванной комнате вместо светильника у Николая Васильевича телевизор (!). Экран светит как лампа, изображения нет, но вещание есть. Можно даже каналы переключать с помощью дистанционного пульта.
- Случайно уронил телевизор, разбил, - объясняет Николай Васильевич. - Телемастер сказал, проще новый купить, чем ремонтировать. Не пропадать же агрегату, я его таким образом приспособил.
В зале привлекает внимание большой, во всю стену книжный стеллаж. Он необычный, таких в магазинах точно нет. Верхние полки в плотных рядах книг. Оказывается, этот стеллаж Николай Васильевич и его брат собрали в старших классах. Внизу в застекленной нише настоящее произведение искусства, вернее, судового моделирования. Модель трехмачтового барка «Товарищ» он собрал в 1963 году, когда учился в 11-м классе.
- Директор одного из местных заводов долгое время уговаривал меня продать ему этот макет, - вспоминает Николай Васильевич с усмешкой. - Обещал большие по тем временам деньги. Но я отказался. Память не продается.
Слушая Николая Васильевича, понимаешь, что этот человек без дела скиснет, перестанет жить, как только останется без движения, без возможности воплотить задуманное. Завершится работа на мосту, он придумает себе еще что-нибудь. Такой вот перпетуум мобиле. И сам не желая того, он увековечил свое имя. Теперь подвесной мост через Казанку люди так и называют - «Мост дяди Коли». И не удивлюсь, если через какое-то время возле него появится табличка с аналогичной надписью.