Какой Казань станет через 50 лет

Несмотря на финансовый кризис, в Казани открылся новый банк.

news_top_970_100

Идеи, идеи...

«Больше сотни!» - такое количество масштабных идей по преобразованию побережья Казани насчитал один из участников форума, руководитель проектной группы Дмитрий Пузырев. Самым вкусным кусочком приволжского пирога проектанты назвали участок от Кировской дамбы до речного порта; руководство Горьковской железной дороги согласилось убрать отсюда вокзал с мощным путевым хозяйством. Как рассказал Дмитрий Пузырев, на этом месте планируется создание большого мультифункционального пространства, включающего здания общественного назначения и немного жилья.

Напомним, в августе прошел I этап проектного семинара. Тогда руководители девяти групп получили вводные данные и ознакомились с территорией проектирования: юго-западным районом Казани. Эта центральная береговая зона, включающая в себя левый берег Волги, Верхний и Средний Кабан, занимает более 5 тысяч гектаров, то есть одну шестую часть города, и обладает колоссальным водным пространством, которого, по мнению специалистов, нет ни у одной столицы мира. Однако достояние республики используется сейчас лишь как площадь для многочисленных промышленных предприятий и неудобна для жизни горожан. Архитекторам поставили задачу: с учетом переноса производств, например, на северо-восток столицы, разработать проекты размещения на освободившихся просторах скверов, парков, жилых комплексов, спортивных центров. А главное - развернуть Казань лицом к Волге и создать наконец-то настоящую волжскую набережную, которой до сих пор нет в бурно растущем мегаполисе. Участие в форуме приняли специалисты из пяти стран: России, Великобритании, Германии, Финляндии и Нидерландов.

На месте вокзала - станция метро

Российские архитекторы представили проектные решения, рассчитанные на реализацию в срок от 5 до 50 лет, иностранцы посмотрели на вопрос гораздо шире, точнее, дальше: их перспектива - на 150 лет вперед! Впрочем, менталитет россиян в этом схож - смотреть в далекое светлое будущее гораздо приятнее, чем прикидывать с женой за ужином траты из ближайшей зарплаты. Что ж, перенесемся в Казань на 150 лет вперед: все проекты нынешнего семинара уже воплотились в жизнь, так что гуляем по улицам и смотрим.

Начинаем прогулку с грандиозной волжской набережной: широко раскинувшись, она теперь начинается от Кировской дамбы, захватывает пляж «Локомотив» и заканчивается аж в Боровом Матюшино. Конечно, так долго пешком не пройти, но можно отдохнуть в многочисленных уютных кафе, работающих и зимой. Здание речного вокзала не узнать - оно стало выше и более комфортным для путешествующих: не зря над этим дипломным проектом так тщательно работал нынешний выпускник архитектурного вуза - специалисты оценили труд по достоинству. Железнодорожного вокзала уже нет, теперь центральные ворота Казани на Воровского. Сохранилась лишь небольшая станция, принимающая фирменные поезда казанского формирования, из 18 путей остались два - по одному в каждом направлении. По этим рельсам бегают вагончики скоростных трамвайчиков, их маршрут пролегает через все районы города и соединяет аэропорт с центром столицы. Кроме них, пути служат и для поездов наземной линии «легкого метро».

В амфитеатре покажут Волгу

С набережной отлично виден кремль, открывается большой панорамный вид всего города: застройка прибрежного района напоминает амфитеатр - первым кругом от волжского залива идут 3 - 6- этажные дома, затем - девятиэтажки, а в районе нефтебазы вырос 40-этажный небоскреб. Самой нефтебазы нет и в помине, ведь в бывшем южно-промышленном районе расположились жилые дома среднекоммерческой стоимости, офисы, микрорайон «Теплоконтроля» облагорожен зелеными скверами и парками. «Осторожно, двери закрываются, следующая станция - «Авангардная»!» - такое объявление услышат пассажиры в вагонах метрополитена, ведь линия подземки протянется и сюда, проляжет под улицей Тульской и пойдет на Горки. Деревянные домишки поселков Калиновка и Воскресенского, когда-то расположенные вдоль Кабана, по выражению проектантов, «тактично вытеснены с берегов озера». Склоны спускаются к поверхности легендарного Кабана прогулочными террасами. Кстати, «Волжская дуга» объединила Волгу, Кабан, Булак и Казанку в единое туристическое кольцо: шлюзовая система позволила поднять общий уровень городских водоемов и запустить в них легкие прогулочные катера, некоторые горожане и вовсе просто катаются по выходным на лодках. Так что Казань стала немножко напоминать Венецию. Или Роттердам. Ведь в числе авторов подобных решений и архитекторы из Нидерландов. Экологи тоже «за»: вливание свежей крови, то бишь воды из Волги, во внутриказанские водоемы поспособствует их чистоте, конечно, наряду с созданием эффективной дренажной системы. Вообще, на экологические проблемы Казани зарубежные специалисты обращают особое внимание. По их мнению, городу явно недостает парков, скверов и зеленых насаждений. В качестве предложений прозвучало, например, и такое: высадить вдоль трамвайных путей зеленые аллеи, создав своеобразный живой коридор природы. Лейтмотивом во всех выступлениях приглашенных из-за границы спецов настойчиво звучал призыв: все перемены призваны прежде всего повысить качество жизни. Кого? Ну конечно, удивляются они, не только богатых казанцев, а всех жителей столицы!

Проекты станут стратегией

Продолжаем путешествие по будущей Казани.

Давайте, отдохнув и впечатлившись видами привольно раскинувшейся Волги, поднимемся не спеша к центру столицы. Туда ведут знакомые улицы, например Татарстан. Да, забыли сказать: все улицы, направленные в сторону Волги, имеют теперь прямой сквозной выход к волжской набережной. Так что гости, приехавшие поездом и посетившие первым делом объект number one - Казанский кремль, могут пешочком спуститься по улице Чернышевского к величественным пирсам самой большой реки Русской равнины. Впрочем, можно воспользоваться и общественным транспортом. Ему, а не автомобилям отдано предпочтение для передвижения по центру столицы. На этом наше виртуальное путешествие заканчивается...

Итоги масштабного проектного форума, впервые проведенного в нашем городе, подвел мэр Казани Ильсур Метшин:

- У корабля, который не знает, в какую гавань плыть, никогда не будет попутного ветра. И мы, прежде чем начать движение и приступить к масштабному проекту реконструкции приволжской территории, хотели изучить мировой опыт. Понятно, невозможно взять какие-то шаблоны и применить их, как трафарет, в Казани, но решения, идеи должны сформироваться, что называется, на берегу, и очень важно не допустить ошибок. Среда, экология, транспорт - все эти вопросы нужно изучить.

Глава Казани подчеркнул, что проекты, разработанные участниками семинара, заслуживают пристального внимания. Принято решение о создании рабочей группы, представленные концепции используют в определении стратегии развития приволжских территорий столицы.

news_right_column_240_400