Касимовские татары: возрождение истории предков

В городе Касимове Рязанской области состоялся праздник «Наша память соткана из света». Он был приурочен сразу к нескольким знаменательным историческим датам: 1100-летию официального принятия ислама народами Волжской Булгарии, 870-летию основания города Касимова и 570-летию со дня основания Касимовск

news_top_970_100

В рамках праздника проведена VI всероссийская научно-практическая конференция «Чтения имени Мухлисы Буби», торжественно открыт памятник царице казанской Сююмбике, которая последние годы своей жизни провела в Касимове. Подготовлено несколько интересных выставок, которые были организованы Духовным Управлением Мусульман Российской Федерации.

В Касимовском историко-культурном музее-заповеднике представлен проект «Духовная жизнь касимовских татар». Здесь можно увидеть документы, фотографии, редкие книги, рассказывающие о традициях, обычаях татар, проживавших в Татарской волости, включавшей в себя татарские села, деревни и Татарскую слободу в Касимове. Одним из первых посетителей выставки стал председатель Духовного управления мусульман РФ муфтий шейх Равиль Гайнутдин.

Фото: © Фарит Муратов 

В середине XIX века в Касимове, судя по архивным документам, насчитывалось «до 400 душ татар мужского пола». Среди них были и промышленники, и те, кто вел активную торговлю. Богатые семьи имели усадьбы в районе Татарской горы, и эту часть города называли Азией, маленьким Бахчисараем. Центром Татарской слободы была Ханская мечеть, а также Ханский дворец.

Во время Персидского похода в 1722 году флотилия Петра I подошла к небольшому городку на Оке. По преданию император с корабля увидел белокаменное здание, подумал, что эта церковь, и перекрестился. Ему сказали, что это мечеть. Он дал приказ – разобрать ее, а сам отправился отдыхать. С утра вышел на палубу – мечети уже не было, а на берегу на коленях стояло очень много людей. Это местные татары просили сохранить минарет. Минарет сохранили. В 1768 году по разрешению императрицы Екатерины II в Касимове построили новое здание мечети.

Ханская мечеть и минарет

Фото: © Фарит Муратов 

Кстати, при ее строительстве использовались кирпичи, оставшиеся от разрушенной старой мечети. Во времена советской власти здесь располагался краеведческий музей. В 2013 году здание Ханской мечети было передано верующим. Сейчас идет подготовка к реставрации старинного храма. Также реставрации ожидает и текие – усыпальница хана Шах-Али.

- На данный момент в Касимове татар не так много: в городе проживает чуть более 29 тысяч человек, татар – всего несколько сотен. Татары стали уезжать в 30-е годы прошлого столетия, когда закрывались татарские школы. В Касимове выходила городская газета на русском языке со страницей на татарском, но потом этот вкладыш перестали выпускать. В последние годы у людей появился интерес к своим корням, к нам приезжают потомки татар, живших в нашем городе, многие обращаются в музей за помощью в поисках документов для составления родословной, – рассказала заместитель директора Касимовского историко-культурного музея-заповедника Вероника Цеменкова во время экскурсии по Татарской слободе.

Экспозиция Касимовского историко-культурного музея-заповедника

Фото: © Фарит Муратов 

– Русские и татары у нас всегда жили мирно, но столкновения случались. Один житель Касимова, по национальности татарин, в своих воспоминаниях описывает типичный «межнациональный конфликт». Две соседние деревни – татарская и русская, между ними есть условная граница. С одной стороны подходят русские ребята, у них ведра с картошкой, с другой – татарские ребята с яблоками. И начинают кидаться: одни яблоками, другие картошкой. У русских в те времена не было в садах яблонь. Захотелось парням яблок – они находят какой-то пустяковый повод для конфликта, а после «боя» собирают яблоки, которыми их закидали татары, и уходят со вкусными «трофеями». И еще он пишет в воспоминаниях, что любил ходить в ночное. Почему? Ночь, звезды, тишина – и вдруг пение русских женщин, которые возвращались пешком из города со смены на фабрике. Дорога неблизкая, и чтобы идти было нескучно, они пели. Татарскому парню так нравились русские песни, что он готов был хоть постоянно ходить в ночное, чтобы услышать их!

В Татарской слободе Вероника Витальевна показала нам особняк богатого касимовского купца Ахмеда Кастрова. Долгое время там располагался роддом. Лет семь назад роддом переехал в новое здание, а особняк пустует, разрушается. Есть идея сделать здесь настоящую татарскую усадьбу – с выставочным залом, кафе национальной кухни. В прошлом году была информация, что дом наконец обрел своего хозяина, и возможно, идея будет реализована в жизнь.

Дом купца Ахмеда Кострова 

Фото: © Фарит Муратов 

В соседнем здании находилось Касимовское медресе. После реставрации дома в нем снова хотели организовать медресе. Но как оказалось, в Касимове для этого нет необходимого количества учеников, и теперь здесь располагается Татарский культурный центр имени А.М.Ишимбаева. Ахмед Муртазинович был учителем, краеведом, он обладатель звания «Почетный гражданин города Касимова».

Как отметил историк-археолог, востоковед, начальник комитета по работе с краеведами исполкома Всемирного конгресса татар, председатель Общества татарских краеведов Республики Татарстан, профессор Альберт Бурханов, Касимов – историческое место с огромным туристическим потенциалом.

Татарский культурный центр имени А.М. Ишимбаева
Фото: © Ольга Иванычева

Необходимо признать Касимов городом-музеем, общегосударственным заповедником, собирать материалы для включения Касимова в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это даст мощный импульс для научного изучения и восстановления памятников археологии, архитектуры, развития туристической инфраструктуры.

Партнерский материал 
news_right_column_240_400
news_bot_970_100