Казанские меценаты-старообрядцы: вера помогает и зарабатывать, и тратить на благие дела

История старообрядцев в Казани богата на события. И она наглядно показывает, что они сильно повлияли на развитие нашего города.

news_top_970_100
Автор фото: Дмитрий Смирнов

О купцах-меценатах Казанской старообрядческой общины корреспонденту «КВ» подробно рассказала заместитель руководителя музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Елена Карташева. Наша встреча состоялась в музее старообрядчества, среди множества экспонатов, раскрывающих быт представителей этого религиозного течения. 

Немного истории. Старообрядцы не приняли церковную реформу 1651 - 1660 годов, учиненную патриархом Никоном и тогдашним царем Алексеем Михайловичем. Стоит отметить также, что судьба старообрядцев на протяжении всей российской истории, вплоть до конца 20-го века, была достаточно сложной. Достаточно упомянуть, что уже в начале этой реформы, в 1656 году, на Московском соборе ее противники были преданы анафеме как еретики. Только в начале 18-го века царская власть признала старообрядцев.

Елена Ивановна начала свой рассказ с важного уточнения: среди старообрядцев изначально не было единодушия, произошло разделение на два течения - так называемых поповцев и беспоповцев. Это деление происходит по отношению приверженцев этой веры к институту священства. Первые, как это понятно из их названия, полагают, что без таинств, обрядов, алтаря и священников Церкви быть не может. Вторые же считают, что можно спасти душу и без духовенства. Современная Русская православная старообрядческая церковь относится к поповцам. А вот большинство именно казанских купцов принадлежало к течению беспоповцев. 

Первому направлению было тяжело воссоздавать священство в условиях если не гонений, то неприятия со стороны власти. К концу 17-го века своих архиереев, то есть священнослужителей третьей (и высшей) степени священства, у старообрядцев не осталось. А именно они только могли рукополагать священников более низких степеней. Поповцам приходилось буквально переманивать священников из другой, властвующей, Церкви. Иногда деньгами. Благо старообрядцы к тому времени были преимущественно людьми состоятельными. Но чаще переходили по своим убеждениям, несмотря на то, что за этим могли последовать неприятности. Им приходилось тайно проводить богослужения и обряды. И в любой момент властям могла поступить жалоба на незаконные венчания и крещения. 

И только в середине 19-го века греческий архиепископ Амвросий Белокриницкий присоединился к старообрядцам Российской империи, восстановив таким образом трехчинную иерархию - епископов, пресвитеров и диаконов. А официально царская власть признала церковь старообрядцев в 1905 году, сразу после первой русской революции. 

Советские времена были сопоставимы для старообрядцев с тем же 17-м веком. Официально никогда не была запрещена религиозная жизнь. Ну разве только партийцам и комсомольцам. Но культовые сооружения власти отбирали под хозяйственные нужды. Да и само устройство общества не предполагало класса священников. Поэтому почти все купцы-старообрядцы либо сражались с советской властью вместе с белогвардейскими войсками, либо просто уезжали в эмиграцию. 

И только в период перестройки старообрядцам начали возвращать их бывшие храмы. Однако тогда не было денег на их ремонт. «Золотым веком» старообрядчества Карташева считает начало нынешнего века, когда государство стало активно помогать в восстановлении храмов. 

Историк сообщила, что в начале формирования казанских общин старообрядцев их сословный состав был иным - они в основном состояли из крестьян, прибывших из Верхнего и Нижнего Услонов, а кто-то и из Свияжска. И уже в Казани они становились мещанами - ремесленниками или купцами. И вот как раз из купцов и выходили впоследствии такие известные казанцам меценаты, как Яков Шамов, Александр Свешников или семейство Оконишниковых. Все это - люди не просто состоятельные. Профинансировать полностью строительство больницы, как это сделал Шамов, мог только очень богатый человек.  

Одна из первых общин беспоповцев собиралась на месте, где сейчас находится пляж «Локомотив». Неофициально Суконная слобода в дореволюционные времена считалась местом сосредоточения старообрядческих общин. Здесь купцы приобрели несколько зданий, в которых в закрытом режиме, только для своих, проводились богослужения. Здесь позже началось строительство двух старообрядческих храмов. 

Там же была построена известная всем казанцам Шамовская больница. Кстати, сам Шамов не дожил до ее открытия примерно год. Его супруга Аграфена Хрисанфовна была в курсе всех деталей строительства. Она же контролировала отделочные работы внутри здания. Поэтому можно сказать, что супруги вместе построили больницу для бесплатного лечения казанцев. Недаром Аграфена Хрисанфовна присутствовала на ее открытии в 1909 году лично. 

Карташева раскрыла секрет происхождения капиталов меценатов из казанских старообрядческих общин. В большинстве случаев купцы-старообрядцы занимались мукомольным и хлебным делом. В те времена, в конце 19-го - начале 20-го века, это был достаточно прибыльный бизнес. Оконишниковы и Шамов имели собственные мельницы и мукомольные заводы. Их до сих пор могут осмотреть туристы в Печищах или Набережных Морквашах. Свешников владел фабрикой мочальных изделий, а также имел долю в ряде казанских банков тех лет. Кто-то имел собственные пароходства и контролировал большую долю торговли на Волге. Какие-никакие экспортные возможности тоже у казанских меценатов имелись - преимущественно в части торговли зерном. К слову, личные средства купцы-старообрядцы в банках не держали. Помнили, что в любой момент могут начаться гонения и тогда их капиталы попросту пропадут. 

У меценатов была возможность влиять на городскую власть, поскольку они финансировали многие городские проекты. Как только это стало законодательно возможным, некоторые купцы избирались гласными в городскую Думу. И конечно, они входили во всевозможные общественные комитеты и советы, через которые оказывалась благотворительная помощь в городе. Одна только бесплатная столовая, расположенная в Суконной слободе, в день обеспечивала до 100 обедов. 

И все же как в условиях притеснений старообрядцам удавалось сколотить приличный капитал? Как пояснила Карташева, причин тут несколько. Во-первых, очень помогала верность своим принципам. Благодаря честности можно было успешно пройти любые полицейские проверки. В общинах царила атмосфера доверия. А доверие, когда можно, не заключая контракт, положиться на партнера, - важнейшая вещь в развитии бизнеса. Наконец, были распространены тесные связи как внутри общины, так и со старообрядческими общинами в других городах. Браки заключались в основном внутри общины, способствуя развитию деловых отношений и тому же доверию.

Сами старообрядцы считали, что в них заложена особая энергия, выработанная многими поколениями. Ибо когда ты все время сталкиваешься с трудностями, это учит тебя находить выход из любой ситуации. 

Меценатская деятельность богатых старообрядцев имеет корни в христианских заповедях. В их среде состоятельные люди просто не имели шансов не заниматься благотворительностью. Это была часть этикета. Их бы просто не приняли в обществе. А по размеру вклада каждого было видно, кто занимается этим искренне, по велению души. 

news_right_column_240_400