Казанский школьник - самый дешевый в Татарстане

Мы уже писали о конфликте, который разгорелся между прогимназией №25 и родителями. Девять родителей второклассников отказались подписывать договор с прогимназией, ссылаясь на то, что им насильно навязывают пакет дополнительных платных занятий. Этот аргумент остался единственным серьезным поводом для недовольства после того, как проверки соответствующих инстанций показали, что никаких финансовых и иных нарушений администрация прогимназии не допускала.

news_top_970_100

И вот наконец недоразумения между обеими сторонами исчезли: все родители подписали договор. Произошло это на родительском собрании, где всем 16 родителям второклассников предложили заполнить анкеты с полным перечнем пакета платных услуг. Каждый мог свободно проголосовать в пользу того или иного занятия или, наоборот, поставить на нем крест. Оказалось, что большинство родителей проголосовали за весь пакет услуг. Несмотря на это, руководство гимназии пошло навстречу противникам полного пакета. Им было предложено вычеркнуть занятия, от которых они хотят отказаться. Этой возможностью воспользовались только пятеро из девяти недовольных (им будет сделан перерасчет по оплате услуг) - остальные все-таки решили, что их детишкам нужны все дополнительные занятия.

Однако если конфликт разрешен в отдельно взятой школе, нельзя сказать, что он разрешен вообще - подобные инциденты непременно будут возникать то в одной, то в другой школе, пока не исчезнет проблема, их породившая.

За последние три года бюджетом республики на капремонт и приобретение оборудования для казанских учреждений образования выделялось... 0 рублей 0 копеек. То есть школам и детсадам вообще не дают денег ни на ремонт, ни на парты, ни на компьютеры и т.п. Таким образом, по примерным подсчетам, за последние три года учреждениями образования города недополучено около миллиарда рублей. При этом заметим, что казанские ребятишки обходятся бюджету республики дешевле остальных - от 10 до 11 тысяч против 13 - 14 тысяч, которые выделяются на школьника в других городах Татарстана.

На этом вот безрадостном фоне Министерство образования и науки РФ устанавливает план через соответствующее постановление правительства, согласно которому учреждениям образования за счет внебюджетной деятельности (иными словами - сборы с родителей за платные образовательные услуги) положено собрать за прошлый год 38 млн. 65 тыс. рублей. И за эти средства учреждения образования согласно инструктированию письма МО РФ должны отчитываться ежеквартально. Словом, при отсутствии бюджетного финансирования установлен план сбора денег. Пока что берется 6% от годового бюджета, а в будущем эту цифру планируется повысить до 10%. Что делать директорам в такой ситуации? Родители до сих пор верят в то, что образование у нас бесплатное (как видим - лишь отчасти, и эта часть будет стремительно сокращаться в ближайшие годы), и очень болезненно реагируют на сборы средств на различные школьные нужды, но при этом осознают необходимость рынка дополнительных образовательных услуг. А между тем, говорят некоторые эксперты, этот рынок предлагает весьма устаревший товар. Миф о лучшей в мире и бесплатной образовательной системе рухнул - это надо понять всем. При безденежье, отсутствии грамотной нормативной базы и практически полном отсутствии конкуренции между школами говорить о качественном образовании по меньшей мере самонадеянно. Хорошо когда в этой ситуации находятся люди, способные (при родительском спонсорстве) создать продвинутые и сильные учреждения, но, как видим, и им приходится нелегко. Поэтому, для того чтобы и директора школ находили способность выживать в новых экономических условиях, и родители были довольны, необходима не только нормативная база, но и понимание ситуации (обеими сторонами - и родителями, и руководителями), что весь мир идет по пути платного образования. Вот этого у нас в большинстве случаев и нет.

А чтобы свести конфликты по части денежных поборов к минимуму, сейчас в Казани среди директоров школ проводят нечто вроде ликбеза по основам законодательства в области образования. И главное, что должен вынести директор из него, - то, что ему следует быть подальше от денег и, соответственно, подозрений. На то, чтобы регулировать отношения родителей и школы (в особенности финансовые), и существует попечительский совет. Именно он должен решать проблему и через ревизионную комиссию отчитываться перед родителями.

 

Лана РОМАНОВА

news_right_column_240_400