Основные торжества начнутся в пятницу, 23 октября, когда состоится парад трамваев разной модификации, выйдет на линию специальный вагон-музей, в салоне которого можно будет познакомиться с историей казанского трамвая.
В этот день в Культурном центре МВД РТ состоится торжественное собрание, посвященное славной дате общественного транспорта столицы Татарстана. На нем будут чествовать и награждать лучших работников электротранспорта. В честь 110-летия казанского трамвая специальные электронные автоинформаторы в вагонах расскажут горожанам и гостям столицы Татарстана об истории городского транспорта. А история эта богата событиями.
Казань в числе первых в России поехала по «дороге Трама». Транспортная проблема существовала в Казани всегда. В конце XIX века общественные перевозки в основном осуществлялись в пролетках легковых извозчиков. Казань, кстати, стала первым провинциальным центром и третьим городом России, где появилась конка, - открытие рельсовой дороги состоялось 2 октября 1875 года. На этой предшественнице трамвая вагончики двигались по рельсам при помощи двух лошадок.
В 1899 году конку сменил казанский электрический трамвай - один из старейших в России, пущенный вслед за киевским и нижегородским.
Само слово «трамвай» пришло к нам из Англии. Британский предприниматель Трам соорудил узкоколейную рельсовую дорогу к складам зерна и мельнице; ее и стали называть дорогой Трама, то есть трамваем (по-английски - tram wау).
Тогда в Казани проложили первые пять маршрутов общей протяженностью более 26 километров, средняя скорость трамвая не превышала 11 - 13 километров в час, а максимальная достигала 25 километров в час. По сравнению с платой легковому извозчику (от 20 до 80 копеек) трамвай за 3 копейки стал особенно популярен.
Неразбериха революции 1917 года и разруха Гражданской войны остановили любимый транспорт горожан. Трамвай не работал с 1918 по 1922 год, главным образом из-за недостатка электроэнергии. Возобновилось трамвайное движение лишь к концу 1927 года, но оно не могло уже удовлетворить потребности в перевозках из-за быстрого роста населения и расширения городской территории. Особенно остро чувствовалось отсутствие трамвая на далеких окраинах.
Три из четырех маршрутов шли в то время через площадь Куйбышева, которую все издавна называли Кольцом. Примерно до 1940 года на этой площади располагался небольшой скверик с чахлым запыленным кустарником, двумя павильонами для пассажиров и памятником Николаю Бауману в центре. Трамваи огибали скверик - рельсы образовывали кольцо. С ростом интенсивности движения кольцо ликвидировали, название же сохранилось до сих пор.
В 1930-е годы казанский трамвай сделал существенный рывок в своем развитии - в городе функционировали уже девять маршрутов, по данным 1938 года, число пассажиров возросло до 65,5 миллиона человек.
Вагоновожатыми поначалу работали исключительно мужчины. Но с началом Великой Отечественной войны трамваи стали водить и женщины. До самой Победы трамвай оставался единственным пассажирским транспортом в городе.
В послевоенное время «старичок-рогачок» не сдал позиций. В 1970 году автобусы перевозили каждого второго пассажира, трамвай - каждого третьего, троллейбус - каждого шестого.
В настоящее время городские пассажирские перевозки с помощью трамваев осуществляет МУП «Метроэлектротранс». В городе 10 трамвайных маршрутов, протяженность их сети составляет 187 километров, ежедневно на маршруты города выпускается 197 трамваев. Трамвайный парк столицы ежегодно пополняется вагонами нового поколения - комфортными для пассажиров и удобными в эксплуатации.
К Универсиаде 2013 года маршруты самого экологичного общественного транспорта пролягут и в Кировском районе - и все районы Казани свяжет круговая линия скоростного трамвая.