Руководство одного ремонтного завода, где недавно побывала делегация из Татарстана, советовало посетить городок, где проживают местные татары. Завершив все дела, мы на обратной дороге заехали в Ивье - город на северо-западе Беларуси. Местные жители называют его вторым Иерусалимом. На протяжении веков здесь соседствуют православные, иудеи, католики и мусульмане. Для 8-тысячного населения там есть и церковь, и костел, и мечеть, действующая с 1882 года. Здесь настолько переплелись людские судьбы и культуры, что городские власти решили установить даже единый знак-памятник для всех конфессий.
Мы разыскали мечеть в центре города среди тесной застройки. Перед ней небольшая площадка, с которой открывается вид на башню с высоким шпилем, увенчанным наверху золоченым полумесяцем. Жители Татарстана привыкли к видам великолепных мечетей Казани и других городов и сел республики, нас трудно чем-то удивить. Перед нами возвышалась скромная деревянная мечеть. Но что-то в ней было величественное и загадочное. Чувствовалось, место намоленное.
Прямоугольное здание имеет в мужской половине пятистенную пристройку-михраб, украшенную резьбой и арабскими изречениями из Корана. Рядом полка для духовных книг. Справа от михраба - возвышение с навесом на столбах, нечто вроде кафедры, откуда мулла произносит речи во время торжеств и праздников.
В тот день в мечети службы не было. Одна из местных жительниц рассказала, что у многих мусульман-татар тут уже не татарские имена и фамилии. Многие со временем «обелорусились». В Ивье сейчас около 300 семей татар, еще несколько тысяч татар – в окрестных деревнях. Большинство – потомственные огородники, но работают местные татары и в торговле, и в кооперации. Из ивьевских татар вышло немало инженеров, ученых, учителей, юристов, медиков. Имея связи со всем мусульманским миром, они тем не менее не покидают здешних мест.
Дома местных татар поразили чистотой и порядком, оригинальным орнаментом и фигурками зверей, птиц и животных, выкрашенных в яркие веселые цвета. У многих во дворах и палисадниках видны различные скульптуры и поделки, что напоминает уклад в татарских деревнях Балтасинского и Арского районов. Особенно понравился дом местного жителя Амберова, племянника местного муллы. Он весь украшен фигурками голубей и лебедей. В палисаднике вперемежку с живыми цветами установлены кованые из тонкой стали цветные розы и подсолнухи. А улей для пчел представлял собой целое произведение местного народного творчества! По местным традициям бортничества он изготовлен из дупла дерева, покрытого камышом.
- Сидеть без дела не могу, - скромно пояснил хозяин. - Днем у нас все заняты огородами и делами, поэтому городок выглядит пустым. А в мечети собираются на молитву в пятницу около 200 человек.
Как попали татары в Ивье? Впервые исследованием этого вопроса занялся известный ученый, знаток белорусской истории, культуры и этнографии Евфимий Карский. В книге «Труды по белорусскому языку и другим славянским языкам» он пишет: «Татаро-магометане живут в Белоруссии отдельными островками в Вильно, Минске, других городах и местечках. Они появились тут уже в начале XIV века частично добровольно, частично состояли из пленных крымских и иных татар. Поселившись в Великом княжестве Литовском, они быстро обелорусились, так как многие женились на белорусках. Через некоторое время стали забывать свой язык. В результате чего им приходилось переводить свои богослужебные книги на белорусский язык, сохраняя, однако, арабское письмо».
Китабы - религиозные рукописные сборники, написанные на хорошем белорусском языке, но арабской вязью, содержат предания о жизни и деятельности Магомета и его учеников, описания мусульманских обрядов. Выводы Карского подтверждают и современные историки. Ныне общепризнанно, что уже при правлении Гедимина татары, считавшиеся отличными конными воинами (недаром говорилось, что татары рождались и вырастали в седле), появляются в войске Белорусско-Литовской державы. Оставаясь после многочисленных сражений служить великим князьям литовским, татары получали от них в собственность земли, женились, занимались хозяйственной деятельностью и постепенно ассимилировались с местным населением. Эта практика стала обычной при наследниках Гедимина - Ольгерде и Кейстуте. При правителе Витовте (1430 год) татары заняли почетное место в белорусской истории. Они принимали участие в знаменитой Грюнвальдской битве против крестоносцев, и, как считается, именно от кривой сабли хана Багардина погиб великий магистр Тевтонского ордена Конрад фон Юнгинген. На протяжении всего XV века на белорусские земли шли переселенцы-татары из различных уголков России и Причерноморья. Короли польские и великие князья литовские Казимир, Александр, Сигизмунд увеличивали татарские поселения, даруя татарам все новые земли. При Сигизмунде Августе татары получают привилегии на шляхетство. Делается перепись всего татарского населения княжества, а также даются разрешения на браки с христианским населением. Получая шляхетство, татары принимали белорусские имена и фамилии, служили при королевском дворе. Наследники ханов, начальники войск постепенно превращались в местных феодалов. Иные переселенцы становились простыми земледельцами, занимались огородничеством, пополняли ряды ремесленников и торговцев. Чаще всего в качестве своего ремесла они выбирали выделку кож, медный и извозной промысел. Селились, как правило, компактно, создавая в городах свои слободы и предместья. Так же было и в Ивье. Что касается Ивьевской мечети, то она известна за пределами Белоруссии. Ее посещают гости из многих стран, о чем свидетельствуют многочисленные восточные ковры и подарки.
Сегодня в Беларуси около 200 тысяч мусульман 32 национальностей. Татар более 10 тысяч, они коренные жители. В Беларуси было более 30 мечетей, практически в каждом татарском поселении. После войны осталась одна - в Ивье. Сегодня у белорусских мусульман 11 мечетей вместе с молитвенными домами. Достраивается и каменная мечеть в Минске, которая может стать одной из самых величественных на постсоветском пространстве. Ее возводят на месте, где в Беларуси была единственная каменная мечеть. Ее уничтожили в советские годы.
Покидая Ивье, мы пожелали татарам-мусульманам и в дальнейшем жить в мире и согласии с представителями других вероисповеданий.
Мы разыскали мечеть в центре города среди тесной застройки. Перед ней небольшая площадка, с которой открывается вид на башню с высоким шпилем, увенчанным наверху золоченым полумесяцем. Жители Татарстана привыкли к видам великолепных мечетей Казани и других городов и сел республики, нас трудно чем-то удивить. Перед нами возвышалась скромная деревянная мечеть. Но что-то в ней было величественное и загадочное. Чувствовалось, место намоленное.
Прямоугольное здание имеет в мужской половине пятистенную пристройку-михраб, украшенную резьбой и арабскими изречениями из Корана. Рядом полка для духовных книг. Справа от михраба - возвышение с навесом на столбах, нечто вроде кафедры, откуда мулла произносит речи во время торжеств и праздников.
В тот день в мечети службы не было. Одна из местных жительниц рассказала, что у многих мусульман-татар тут уже не татарские имена и фамилии. Многие со временем «обелорусились». В Ивье сейчас около 300 семей татар, еще несколько тысяч татар – в окрестных деревнях. Большинство – потомственные огородники, но работают местные татары и в торговле, и в кооперации. Из ивьевских татар вышло немало инженеров, ученых, учителей, юристов, медиков. Имея связи со всем мусульманским миром, они тем не менее не покидают здешних мест.
Дома местных татар поразили чистотой и порядком, оригинальным орнаментом и фигурками зверей, птиц и животных, выкрашенных в яркие веселые цвета. У многих во дворах и палисадниках видны различные скульптуры и поделки, что напоминает уклад в татарских деревнях Балтасинского и Арского районов. Особенно понравился дом местного жителя Амберова, племянника местного муллы. Он весь украшен фигурками голубей и лебедей. В палисаднике вперемежку с живыми цветами установлены кованые из тонкой стали цветные розы и подсолнухи. А улей для пчел представлял собой целое произведение местного народного творчества! По местным традициям бортничества он изготовлен из дупла дерева, покрытого камышом.
- Сидеть без дела не могу, - скромно пояснил хозяин. - Днем у нас все заняты огородами и делами, поэтому городок выглядит пустым. А в мечети собираются на молитву в пятницу около 200 человек.
Как попали татары в Ивье? Впервые исследованием этого вопроса занялся известный ученый, знаток белорусской истории, культуры и этнографии Евфимий Карский. В книге «Труды по белорусскому языку и другим славянским языкам» он пишет: «Татаро-магометане живут в Белоруссии отдельными островками в Вильно, Минске, других городах и местечках. Они появились тут уже в начале XIV века частично добровольно, частично состояли из пленных крымских и иных татар. Поселившись в Великом княжестве Литовском, они быстро обелорусились, так как многие женились на белорусках. Через некоторое время стали забывать свой язык. В результате чего им приходилось переводить свои богослужебные книги на белорусский язык, сохраняя, однако, арабское письмо».
Китабы - религиозные рукописные сборники, написанные на хорошем белорусском языке, но арабской вязью, содержат предания о жизни и деятельности Магомета и его учеников, описания мусульманских обрядов. Выводы Карского подтверждают и современные историки. Ныне общепризнанно, что уже при правлении Гедимина татары, считавшиеся отличными конными воинами (недаром говорилось, что татары рождались и вырастали в седле), появляются в войске Белорусско-Литовской державы. Оставаясь после многочисленных сражений служить великим князьям литовским, татары получали от них в собственность земли, женились, занимались хозяйственной деятельностью и постепенно ассимилировались с местным населением. Эта практика стала обычной при наследниках Гедимина - Ольгерде и Кейстуте. При правителе Витовте (1430 год) татары заняли почетное место в белорусской истории. Они принимали участие в знаменитой Грюнвальдской битве против крестоносцев, и, как считается, именно от кривой сабли хана Багардина погиб великий магистр Тевтонского ордена Конрад фон Юнгинген. На протяжении всего XV века на белорусские земли шли переселенцы-татары из различных уголков России и Причерноморья. Короли польские и великие князья литовские Казимир, Александр, Сигизмунд увеличивали татарские поселения, даруя татарам все новые земли. При Сигизмунде Августе татары получают привилегии на шляхетство. Делается перепись всего татарского населения княжества, а также даются разрешения на браки с христианским населением. Получая шляхетство, татары принимали белорусские имена и фамилии, служили при королевском дворе. Наследники ханов, начальники войск постепенно превращались в местных феодалов. Иные переселенцы становились простыми земледельцами, занимались огородничеством, пополняли ряды ремесленников и торговцев. Чаще всего в качестве своего ремесла они выбирали выделку кож, медный и извозной промысел. Селились, как правило, компактно, создавая в городах свои слободы и предместья. Так же было и в Ивье. Что касается Ивьевской мечети, то она известна за пределами Белоруссии. Ее посещают гости из многих стран, о чем свидетельствуют многочисленные восточные ковры и подарки.
Сегодня в Беларуси около 200 тысяч мусульман 32 национальностей. Татар более 10 тысяч, они коренные жители. В Беларуси было более 30 мечетей, практически в каждом татарском поселении. После войны осталась одна - в Ивье. Сегодня у белорусских мусульман 11 мечетей вместе с молитвенными домами. Достраивается и каменная мечеть в Минске, которая может стать одной из самых величественных на постсоветском пространстве. Ее возводят на месте, где в Беларуси была единственная каменная мечеть. Ее уничтожили в советские годы.
Покидая Ивье, мы пожелали татарам-мусульманам и в дальнейшем жить в мире и согласии с представителями других вероисповеданий.