Зрители услышали ее «Этнофантазию», камерную симфонию в четырех частях. Также состоялась премьера оратории «Изге Ядкэр» («Священная память») для солистов, хора, чтеца и камерного оркестра, либретто которой написал Рабит Батулла.
- Эльмира, откуда возникло желание стать композитором? Ведь это скорее мужская профессия...
- Есть такой стереотип. Действительно, эта профессия - испытание на выносливость. Многие просто ломаются после первой же неудачной попытки. Меня педагоги всегда учили, что трудности обязательно будут, будут падения. Но если ты упал, надо найти в себе силы подняться и идти дальше.
- Существует всего семь нот, их сочетания не бесконечны. Как удается создать что-то свое, новое?
- Чтобы создать что-то свое, необходимо много экспериментировать, работать со звучанием, ритмом, штрихами. Я стараюсь написать так, чтобы даже в небольшом произведении была драматургия, а звуковые краски рисовали перед слушателем яркую картину.
- Наверное, непросто представить, как будет звучать мелодия в исполнении оркестра?
- Это на самом деле сложно. Раньше я работала за инструментом, но сейчас пишу внутренним слухом. Для меня так гораздо проще, потому что могу сочинять музыку абсолютно в любом месте. Сначала я вынашиваю идею сочинения, и когда в голове складывается окончательный вариант, переношу его на ноты. Многие удивляются, как у меня получается, но я так себя приучила. Это как у спортсменов - чем больше тренируешься, тем лучше результат.
- Написать музыку - это одно, а вот кто представит ее слушателю? Успех и дальнейшая судьба музыкального сочинения зависят именно от этого. Во-первых, особые слова благодарности хочу выразить художественному руководителю и главному дирижеру казанского камерного оркестра La primavera Рустему Юнусовичу Абязову и конечно же всему коллективу. Такого внимательного и уважительного отношения к молодым композиторам я еще не встречала. Во-вторых, получила колоссальные практические знания для дальнейшей работы, и самое главное - послушала себя со стороны и сделала определенные выводы.
- Вы еще занимаетесь научной работой...
- В Институте языка, литературы и искусства занимаюсь музыкальным фольклором. В экспедициях, которые проходят в разных районах республики, собирают очень много интереснейшего материала. Напевы, мотивы, старинные народные песни записываются на диктофон, а моя задача - расшифровать этот материал и перенести его на ноты. Задача сложная, но очень интересная.
- Ваши популярные песни исполняют звезды татарской эстрады. Сложно сочетать академическую музыку и эстраду?
- Это два совершенно разных мира. Песни я сочиняю с детства, и так получилось, что написанные в 10 - 13 лет, они вдруг стали популярны сейчас. Их исполняют мой муж Ильнар Гараев, Венера Шамиева, дуэт Зайнап-Зуфар и другие популярные певцы.
- Не возникает соблазна уйти в эстраду совсем? Ведь там легче заработать деньги и славу.
- Да, эстрада - заработок, и я не скрываю этого. Но уровень нашей национальной культуры определяется не по эстрадным песням, а по достижениям в академических жанрах. Я понимаю, что работа эта неблагодарная, сложная. Но есть желание сочинять масштабные музыкальные произведения. Может быть, они останутся незамеченными, но в будущем, возможно, представят какую-то ценность. Предсказать это невозможно, поэтому наше дело - работать, а время все расставит на свои места.