Прошли те времена, когда детей-сирот с серьезными заболеваниями усыновляли лишь зарубежные граждане. Казанские супруги Дронины (фамилия и имена изменены) первыми в Казани взяли на воспитание четырех ВИЧ-инфицированных детей. Прошлой осенью из больничной палаты в однокомнатную хрущевку к папе Валере, маме Нине и сводному брату Никите переехал двухлетний Кирилл. Остальные детки - Наташа, Родислав и Марина - пока живут в больнице. Ждут, когда коттедж, выделенный приемным родителям в аренду Московской администрацией, отремонтируют. Тогда они соединятся и всей большой семьей справят новоселье. А пока мы сидим на крохотной кухоньке, пьем чай и разговариваем с Ниной и Валерой. Беседуем негромко - маленький Кирилка сопит в своей кроватке. Тихий час для него обязателен. Как супруги решились на столь ответственный и рискованный шаг?
Вот, новый поворот!
- Одним предложением, наверное, не ответишь. Для этого придется переворошить в памяти всю жизнь, - задумалась Нина. - Я родилась и выросла в многодетной семье. У родителей нас было четверо, все девчонки. Деревенские родственники жили у нас нескончаемым потоком во время учебы в институтах. В доме всегда было многолюдно, но мы не чувствовали тесноты. Я с детства нянчилась с соседскими детьми. Когда повзрослела, пошла в детский садик. Вначале мыла полы в коридоре. А потом, увидев, как занимаются воспитатели с ребятишками, загорелась, поступила в педагогическое училище, затем в пединститут. Годы работы в детском саду для меня самые лучшие в жизни. Детей очень люблю. Но жизнь делает порой неожиданные повороты. Так получилось, что я стала участвовать в проекте Международной организации благотворительного общества (МОБО) от Красного Креста «Здоровое поколение». МОБО оказывает помощь ВИЧ-инфицированным детям, от которых при рождении отказались мамы-наркоманки. В Казани такие малыши лежат в детской инфекционной больнице. Когда я там появилась, на лечении находилось четверо больных малышей. И хотя за работу с такими детьми платили небольшие деньги, я осознанно выбрала ее. О СПИДе кое-что знала, заразиться не боялась. А когда увидела этих деток, полюбила всей душой. Мой трудовой стаж там всего полтора года. Работа оказалась непростой не в физическом, а эмоциональном плане. Смотреть на малышей, которые растут в больничных палатах, откуда им нельзя выходить, очень тяжело. Это давит не только на детей, но и на взрослых. Короче, наступил такой момент, когда мы с мужем решились забрать всех детей моей палаты.
- Хотя раньше об этом даже не задумывались, - продолжил разговор Валера. - Двое взрослых сыновей, крохотная квартирка... Но Нина так часто рассказывала о своих подопечных, переживая, что они растут без родительской любви, и мы приняли решение... Здоровых детишек забирают в семьи или переводят в дом ребенка. Для ВИЧ-инфицированных эта дорога закрыта. Эти малыши растут в больничных палатах. Но дети-отказники, несмотря на то что совсем крохи, тянутся к жизни, используя каждый момент, чтобы впитывать новое.
- Когда в вашей семье появился двухгодовалый Кирилл, наверное, возникли проблемы?
- Мы знали на что шли. Для нас это не проблемы, а приятные родительские хлопоты и заботы. В первый же день у Кирилки поднялась высокая температура: сказалось волнение. Справились! Затем он никак не мог понять, что его дом - наша квартира. Сынок наш все хватал куртку и шел к двери. Мы привыкали друг к другу почти месяц. Целыми днями сидели в обнимку и смотрели мультики. Через неделю мальчик стал говорить «мама-папа». Сейчас вся жизнь в доме крутится вокруг него. Кирилл понимает, что его любят, о нем заботятся и он защищен. Это обычный ребенок с хорошим интеллектом и физическим развитием. Любит бегать, баловаться, капризничать.
Общество не готово
- СПИД - болезнь ослабленного иммунитета. Как вы бережете Кирилла от инфекций?
- Мы относимся к нему как к обычному ребенку. Стараемся давать больше витаминов, фрукты, овощи, соки. Помногу гуляем и обязательно соблюдаем режим дня.
- Знают ли соседи о том, как появился у вас Кирилл?
- Да, но о его болезни мы, естественно, не распространяемся. К сожалению, наше общество еще не готово к тому, чтобы жить рядом с ВИЧ-инфицированными людьми. Мы успели столкнуться с тем, что отношение к ним крайне негативное. Прошлым летом отдыхали за городом на пляже. Я проговорилась одной женщине, что Кирилка ВИЧ-инфицирован. Представляете, когда мы после этого с сынишкой вошли в воду, вокруг нас образовалась пустота на несколько метров! Народ испугался...
- В обществе действительно прочно сложился стереотип о смертельной опасности СПИДа, и большинство людей относится к этой болезни как к чуме...
По мнению ученых, в 99% случаев женщина с ВИЧ может родить здорового ребенка. Сегодня в Татарстане 53 ВИЧ-инфицированных ребенка.
- …хотя существует много других заболеваний, гораздо опаснее и заразнее. К примеру, открытая форма туберкулеза. Чтобы подхватить эту болезнь, достаточно пользоваться одной посудой или предметами личной гигиены. Порой хватит одного поцелуя. Или возьмите сифилис. Пути заражения такие же, но паники из-за этого заболевания гораздо меньше. Современная медицина далеко продвинулась в исследовании и лечении СПИДа. Сегодня врачи предлагают ряд препаратов, постоянно принимая которые, можно продлить жизнь на долгие годы и при этом не чувствовать себя отверженным: иметь семью, любимую работу. Некоторые даже отваживаются завести детей. Опять же не редкость, когда от больных мам рождаются здоровые дети.
- Каким вы представляете будущее своих приемных деток?
- Бог даст, будем все вместе жить в коттедже. За это огромная благодарность Московской администрации, которая нам так хорошо помогает. Малыши пойдут в садик и школу, будут ходить в спортивные секции (здоровье укреплять, закаляться).
- Обычные?..
- Хотелось бы. Но, если честно, то мы уже сейчас задумываемся о том, стоит ли говорить об особенности наших детей руководству детских учреждений? Опасаемся неадекватной реакции со стороны родителей. Для себя мы уже решили, что будем с малых лет прививать Наташеньке, Марине, Кириллу и Родиславику правила поведения. Они должны знать все о своей болезни. К примеру, чтобы не пораниться, в детских играх вести себя осторожно. А если это случилось, уметь самостоятельно обработать ранку. Наше мнение: нельзя для ВИЧ-инфицированных деток создавать резервацию, открывать специальные детсады и школы. Им надо жить в обществе, ведь они такие же, как все.