Все начиналось с чаепития
Крутушка. Еще сравнительно недавно этот топоним если и был известен за пределами республики, то в основном людям, имеющим проблемы со здоровьем. С 1968 года в поселке – с 2001 года присоединен к Авиастроительному району Казани, действует одноименный санаторий. Популярность ему придали сероводородная хлоридно-натриевая вода из собственного источника, лечебные грязи из уникального Голубого озера и микроклимат лиственно-хвойного леса.
Но спустя сорок лет – с 2008 года, это место стало приобретать все большую популярность, как место встречи с традициями, культурой и обычаями самых разных народов. Все это и продемонстрировал XIV Международный этнический фестиваль «Крутушка» – 2023. 25-27 августа на его площадках выступило более 300 исполнителей, порядка 50 коллективов, представляющих культуру разных регионов России и зарубежья – всего более 150 событий: ярмарка, танцы, песни, лектории, уроки от мастеров художественных промыслов, знатоков народных забав и известных шеф-поваров…
«Как на все успеть? Как все увидеть?» – это первое, что приходит на ум, когда знакомишься с фестивальной программой.
Получить ответы на этот и другие вопросы пытаюсь у организатора «Крутушки», учредителя и генерального директора ООО «Центр информационных технологий в образовании» (ООК «Байтик») Ларисы Бикмуллиной. Беседовать приходится на ходу – надо встречать очередных гостей, пробуя оладушки с пылу с жару, их только что достали из печи на одном из кулинарных мастер-классов.
Я сам не успеваю все отсмотреть, – Лариса Бикмуллина. – Но людям нравится, и это стимулирует нас продолжать однажды начатое.
А как все начиналось?
В 2008 году, здесь – в «Байтике», проходил детский фестивале искусств. Мы сидели за столом и пили чай с одним из гостей Александром Батраковым. От выступления этого музыканта-мультиинструменталиста, поклонника традиционной культуры, ребята были в восторге. Тогда и пришла идея провести здесь этно-фестиваль. Думали, как назвать фестиваль, были разные варианты, а потом решили не мудрить и назвать просто по месту проведения – Крутушка. И как-то так получилось, что в точку попали.
Это, действительно, не только созвучно слову «круто», но и отражает оценку события и участниками, и гостями. А что позволило организаторам не выдохнуться, не сойти с дистанции, не опустить руки в какие-то трудные моменты? Ведь, наверняка, они были.
Желание, чтобы наш санаторий ассоциировался с этим фестивалем, среди этих волшебных леса и голубых озера… Что может быть лучше для семейного отдыха?
Больше быть, чем казаться
Но все, так сказать, лирика. Одного этого для продвижения такого масштабного мероприятия мало. Таких мест, уж извините, не менее волшебных и в республике, да уж тем более в России, немало найдется, и много, кто пьет чай, рассуждает, мол, вот хорошо бы то да се… А ничего из этого не выходит, ну или так – запала на два-три раза хватает. У вас иначе все сложилось. Вот и хочется узнать секрет.
Никаких секретов. Лично я считаю, что каждая база отдыха или какой-то курорт должно иметь свой фестиваль. Вот прям, должны. Я не могу всем указывать, но так считаю. У них же все для этого есть.
Но ведь и без поддержки, такие события проводить, думается, невозможно.
Когда меня об этом спрашивают, отвечаю: «Нас все поддерживают!» Препятствия, конечно, есть, но они нас только закаляют и все больше укрепляют веру в то, что мы делаем нужное дело. Это соответственно и помощь притягивает. Несколько раз получали поддержку Фонда президентских грантов и Минкульта России. Министерство культуры РТ каждый год выделяет нам определенную сумму, пусть она небольшая, но гарантирует определенною стабильность. Но больше как-то на себя уповаем, ведь зарабатываем. Порой думаю, что минус наш именно в этом, надо больше и активней искать поддержку на стороне.
Доводилось слышать от участников, что организаторов не видно не слышно, а между тем, процесс идет без сучка и задоринки. Это можно принять за комплимент. Как такое удается – больше быть, чем казаться?
У нас хорошая, слаженная команда. Каждый занимается своим направлением. Опять же помощь штатных сотрудников «Байтика», их у нас порядка сотни, плюс вожатые и стажеры. Да им и не привыкать, у нас этим летом более 3 тысяч детей отдохнуло. И еще вот вы про помощь спрашивали. Мы обратились в администрацию Высокогорского района, и у нас и сотрудники полиции ведут дежурство, и пожарная машина здесь. Как-то все в формате «всем миром» складывается.
После закалки грозой ничего не страшно
А как попасть к вам не фестиваль в качества участника? Где вы их набираете?
Как ни странно, но нам об этом уже нет нужды беспокоится. Если делаешь что-то стоящее, люди обязательно узнают об этом и сами тебя найдут…
Однажды Марина Галицкая – наш известный казанский кинопродюсер, как-то позвонила мне из какой-то алтайской деревни в горах. Рассказала, что снимают фильм о замечательных людях, так вот они просят помочь попасть на нашу «Крутушку». Так же и в этом году с государственным ансамблем песни и танца «Степные напевы» из Иркутской области. Это большой коллектив – более 40 человек. Сами на нас вышли, они получили грант, где одним из условий было участие в крупном этно-фестивале. Так все и сложилось, к нашему обоюдному удовольствию.
Тройственному, тогда уж. Отклики зрителей на выступление бурятского коллектива, говорят, что все в восторге.
Да, мнение гостей фестиваля для нас очень важно. Как и участников. Не на все мы можем повлиять. На погоду, например. Всегда, когда мероприятие проходит на открытом воздухе, возникает опаска, что вдруг то дождь пойдет, то холодно будет – люди вымокнут, замерзнут в палатках. А народ такой собирается, что им все нипочем. Начинает с неба капать, а они говорят: «О, дождь! Это хорошо, все грехи смоет».
Быть на позитиве, это вообще в духе «Крутушки».
Да, и так повелось с самого начала. В 2009 году, на финальном концерте первого фестиваля вообще гроза началась. Что-то с проводкой случилось. На сцене свет погас, аппаратура не работает. Тогда музыканты стали выступать абсолютно в живую, зрители все остались на месте, подпевали, танцевали радовались жизни и все это под вспышки молний. После такой закалки, сами понимаете, нам ничего уже не страшно.
Взять на заметку
А еще «Крутушка» – это не просто фестиваль, это своего рода клуб единомышленников. С какой бы целью они сюда не приезжали: выступить на сцене, поторговать, провести мастер-классы…
В качестве иллюстрации можно привести слова Ирины Верясовой, травницы и мастера по народному костюму из Чебоксар:
Здесь просто необыкновенно великолепная творческая со своей сумасшествинкой атмосфера. Все это и притягивает всех нас, кто причастен к этнокультуре. Поторгуешь немного, потом убегаешь на лекции, на какие-то матер классы… Главное – не отторговать, а зарядится энергией, обменятся опытом, впечатлениями… Я вот тут с пятницы до понедельника, и то, кажется, этого времени не хватило, чтобы впитать все то, что было возможно.
Что уж говорить о тех, кто побывал на фестивале в качестве гостя и всего один – и то в последний день, как автор этого материала. Но и этого хватило, чтобы сразу же начать допускать в оговорку: «Крутушку» называть «Крутышкой». Что ж придется, наведаться сюда еще, для закрепления эффекта. Жаль только ждать этого придется целый год.
Могло, наверное, таких возможностей быть и больше. Если бы владельцы турбаз и разного рода курортов прислушались к мнению Ларисы Бикмуллиной, что все они должны иметь свой фестиваль. Побывав здесь, понимаешь, что она права. Когда разного рода туристические события проводят буквально в чистом поле, это одно – полевые условия, хороши разве что для конкурса туристической песни, да и то не каждого. А такие позиционирующие себя как семейные фестивали – совсем другое, и только выигрывают за счет развитой инфраструктуры и отлаженного годами сервиса. Осталось лишь коллегам этот совет услышать и взять на заметку.