- Валентин Васильевич, интересно, как вы стали консультантом аукциона «Кристи»?
- Когда я работал в НИИ ювелирной промышленности, написал книгу «Покупателям ювелирных изделий». Это была первая моя книга, но, к моему удивлению, она сразу же стала бестселлером, хотя стоила всего рубль. При подготовке материала я открыл для себя гигантскую фигуру русского дореволюционного ювелира Карла Фаберже. В те годы его имя было под запретом, и многие книги о нем в библиотеках находились в комнатах для служебного пользования и допуск к ним был очень ограниченный.
- Почему?
- На Западе Фаберже преподносился как ювелир русских царей. У него действительно было звание «придворный ювелир». Я стал серьезно заниматься исследованием его жизни и удивительных произведений. В 1991 году познакомился с правнучкой Карла Фаберже Татьяной Федоровной, мы с ней подружились и сотрудничаем. Она проживает в Женеве. Ей в этом году исполнилось 75 лет.
- Татьяна Федоровна тоже имеет отношение к ювелирному делу?
- Да, она известна как дизайнер, хотя основным местом ее работы был центр ядерных исследований. Но после выхода на пенсию она основательно занялась историей своей семьи и уже выпустила три книги.
- А в чем заключается работа эксперта Аукционного дома «Кристи»?
- Я занимаюсь архивно-историческими изысканиями. Всем понятно: если с вещью связана какая-нибудь интересная, а может быть необычная история, то цена ее возрастает в три-четыре раза. Надо только эту историю, легенду доказать документально. Я как раз занимаюсь поиском в архивах документов и свидетельств, которые могут подтвердить историческую и художественную ценность предмета, выставленного на аукцион. Это очень серьезная работа. И не всегда успешная. Иногда, чтобы разыскать необходимые свидетельства, приходится проводить настоящее детективное расследование...
- В Казани удалось обнаружить что-нибудь интересное?
- Я очень много путешествую, но в Казани не был. В первую очередь в вашем городе сходил в музей Горького на экспозицию, посвященную Шаляпину. Это для меня интересно. В кабинете Шаляпина были часы, изготовленные в мастерской Фаберже, - подарок Федору Ивановичу от царской семьи. Точно такие же часы вручили и Собинову. Но Шаляпин от часов отказался. Это известный факт. «Отказ от царского подарка! Надо же!» - восклицают историки и представляют Шаляпина как непримиримого борца с царизмом. На самом деле причина отказа была другой. Шаляпин просто посчитал, что его талант не оценили по достоинству. И часы, предназначенные для Федора Ивановича, были направлены, как раньше говорили, «на усиление». К камням, украшавшим изделие, добавили рубинов, бриллиантов, и только после этого Шаляпин соизволил принять подарок от царя. Но об этом исследователи почему-то умалчивают.
- Валентин Васильевич, часто ли на мировых аукционах выставляются произведения искусства, так или иначе представляющие татарскую культуру?
- Сейчас в мире большой интерес к восточной культуре. У меня есть мечта, чтобы кто-нибудь из татар-бизнесменов выкупил Юсуповское яйцо 1907 года, изготовленное специально к 25-летию свадьбы Феликса Юсупова-старшего. Этот раритет находится в настоящее время в Швейцарии.
- А сколько примерно стоит яйцо?
- На сегодняшний день - от 8 до 13 миллионов долларов. В том же швейцарском салоне выставлена и замечательная коллекционная фигурка татарина, торгующего платками, - произведение из коллекции наследников Нобеля. Кстати, несколько месяцев назад на аукционе «Сотбис» в Нью-Йорке были проданы четыре фигурки из этой коллекции. Цены на них колебались от одного до полутора миллионов долларов...
Беседовала
Ольга ИВАНЫЧЕВА
СПРАВКА
Валентин Скурлов родился в Ленинграде. Работал слесарем, закончил Ленинградский институт советской торговли и аспирантуру при нем. Был сотрудником научно-исследовательских и проектных учреждений торговли, заведующим отделом и старшим научным сотрудником НИИ ювелирной промышленности. С 1996 года является исследователем-консультантом по Фаберже Русского отдела Аукционного дома «Кристи» (Лондон - Нью-Йорк). Кавалер ордена Карла Фаберже. Главный редактор журнала «Антикварное обозрение».
КСТАТИ
«Яйцо Фаберже оказалось фальшивым!»
Под таким громким заголовком вышли скандальные материалы во многих газетах в прошлом году. История произошла действительно детективная. Из пятнадцати пасхальных яиц Фаберже, купленных предпринимателем Виктором Вексельбергом, одно, похоже, поддельное. Речь идет о яйце под названием «Весенние цветы», сделанном в виде кошелька (внутри яйца сюрприз - цветы в корзинке). Валентин Скурлов сделал такой сенсационный вывод небезосновательно. В пользу своей версии исследователь произведений Фаберже привел одиннадцать аргументов, начиная с того, что на нижней подставке отсутствует клеймо, и заканчивая тем, что половинки яйца совершенно асимметричны. По мнению исследователя, фальшивое яйцо скорее всего было изготовлено в 50-е годы ХХ века.