О перспективах развития «литературных двориков» и других креативных поэтических проектах, которые так же полюбятся казанцам и привлекут в наш город туристов, мы беседуем с известным казанским поэтом, лауреатом многих престижных литературных премий, литконсультантом Союза писателей РТ по русской литературе и художественному переводу, членом редколлегии международного журнала «Интерпоэзия» (Нью-Йорк) Лилией Газизовой.
- Впервые идея «литературных двориков» была высказана два с половиной года назад на встрече творческой интеллигенции с мэром Казани Ильсуром Метшиным. И практически сразу идея стала воплощаться в жизнь. Большая благодарность Ильсуру Раисовичу, мэрии, управлению культуры за поддержку этого проекта. Особое спасибо библиотекарям. Их поддержка колоссальная. Тогда, наверное, никто и предположить не мог, что «литературные дворики» станут так популярны и любимы, - рассказала Лилия. - В казанских дворах читали стихи Константин Хабенский, Сергей Безруков, Евгений Евтушенко, Валентин Гафт, Мария Миронова, другие известные люди. Эти встречи проходят и в центре Казани, и в спальных районах, и в поселках. Совсем недавно выступала в сквере «Гулливер». Он расположен в Азино. Я с трудом нашла это место. Но был аншлаг. Жители близлежащих домов приходили целыми семьями, чтобы послушать стихи.
- Как вы считаете, у «литературных двориков» есть будущее?
- Времена, когда поэты собирали стадионы, не вернуть. Да и не надо. Поэзия нуждается в камерности. Поэтому поэтические вечера так хорошо и органично вписываются в библиотечные, музейные залы, уютные дворы. Все это наполняет Казань новым, красивым, интеллигентным, умным содержанием. Теперь Казань как арт-объект - это не только архитектура, театры, парки, скверы, но и «литературные дворики». Они создают в нашем городе неповторимую ауру.
Многие друзья, знакомые из разных городов меня часто спрашивают: «А что это такое - «литературный дворик», как на него можно попасть?» Наверное, пора уже продумывать четкое расписание «двориков», чтобы каждый знал, где и когда можно послушать стихи. Будем над этим работать.
Главное, как говорил Рустем Кутуй, в Казани есть литературная среда, и именно эта среда - замечательная питательная почва для рождения и развития ярких, талантливых поэтов, которые являются визитной карточкой нашего города.
- Такое ощущение, что у казанской поэзии сейчас наступила пора расцвета…
- Да, у нас есть много литературных объединений, у нас столько поэтов, имена их известны далеко за пределами Татарстана: Алексей Остудин, Анна Русс, Глеб Михалев, Алена Каримова, Тимур Алдошин, Альбина Абсалямова, Вера Хамидуллина, Эдуард Усадов и многие, многие другие…
Издаются книги. У меня, например, вышли книги в Румынии, Польше. Румынские и польские поэты перевели мои стихи на свои языки. Есть возможность печататься в серьезных журналах. Публикация в «Новом мире», «Дружбе народов», «Октябре» всегда была своеобразным профессиональным знаком качества.
Большую роль в популяризации современной поэзии играет международный журнал «Интерпоэзия», который издается в Нью-Йорке. Его издатель и главный редактор Андрей Грицман собирает на страницах своего журнала лучших поэтов современности, которые пишут на русском языке. «Интерпоэзию» делает интернациональная команда профессионалов, я состою там литературным консультантом.
- Лилия, совсем недавно вышел в свет ваш сборник нерифмованных стихов «Верлибры». Почему вы обратились к такому довольно редкому литературному жанру?
- Это уже четвертая моя книга верлибров. В какой-то момент я почувствовала, что устала рифмовать, и мне захотелось говорить обычными словами. Но верлибр - это все-таки не проза. Между этими двумя жанрами существует тонкая грань.
Верлибр привлекает своей легкостью. Но эта легкость кажущаяся. Если стихотворение написано по всем правилам стихосложения, то отсутствие мыслей можно спрятать за музыкой слов, ритмом. С верлибром все сложнее - там нет никаких подпорок в виде рифмы. И если нет идеи, образов, то просто ничего не получится.