Малые предприятия Татарстана рискуют закрыться из-за требования об обязательной маркировке готовой молочной продукции, которое вступает в силу с 1 июня. Об этом Президента РТ Рустама Минниханова предупредил глава КФХ из Рыбно-Слободского района Минзифар Исмагилов на заседании Совета по предпринимательству республики.
По мнению докладчика, обязательная маркировка является избыточной, так как полностью дублирует функции системы «Меркурий», введенной в 2018 году. Производители не понимают целесообразность новых требований, тем более, что они предполагают непосильные затраты для предприятий.
«Это касается и крупных заводов — Казанского молочного комбината, Зеленодольского, „Азбуки сыра“», — подчеркнул Исмагилов.
Для выполнения требований обязательной маркировки предприятиям понадобится новое оборудование для нанесения маркировки, а также перенастройка производства, редизайн упаковки, закупка штрих-кодов и расширение штата. Все это отразится на себестоимости «молочки» (по оценкам предпринимателей, стоимость молочной продукции увеличится на 10-29%).
«Ни отрасль, ни рынок, ни потребитель не получат ничего полезного. Затратив такие миллиарды, мы будем бороться с проблемой, которой не существует», — отметила представитель Danone Мария Жаркова.
Как пояснили в пресс-службе Центра развития перспективных технологий, в настоящее время цифровая маркировка полностью внедрена для табачной продукции и лекарственных препаратов. В 2020 году вводится маркировка обуви, одежды и изделий легкой промышленности, парфюмерии, автомобильных шин, и молочной продукции.
Ни в одной из отраслей, где маркировка уже внедрена, она не привела к росту цен для конечных потребителей, к сокращению ассортимента или поставок. Хотя во многих отраслях перед внедрением маркировки ряд экспертов и самих компаний давали такие прогнозы. Они не оправдались.
«Не подтверждаются и опасения о закрытии бизнесов после введения маркировки. Более того, маркировка товаров усиливает конкурентную позицию добросовестных предпринимателей, которые расширяют долю рынка и увеличивают продажи за счет сокращения нелегального оборота.
Система маркировки также является частью уникального механизма общественного контроля, когда потребители с помощью мобильного приложения Честный ЗНАК сами могут проверять качество и легальность происхождения товаров и подавать жалобы на контрафактную продукцию. После внедрения маркировки в фармацевтической отрасли, производители даже снизили цены на некоторые препараты из списка ЖНВЛП, чтобы они соответствовали критериям бесплатной маркировки – менее 20 рублей.
За время эксперимента по маркировке лекарств также были выявлен нарушения на сумму более 500 млн рублей, оборот недоброкачественной продукции в этой отрасли снизился в 2,5 раза, а нелегальный рынок дорогостоящих онкологических препаратов сократился в 10 раз.
Анализ рынка табака в 2019 году показал, что сигареты дорожают в среднем на 3% каждые 6 месяцев, и после введения маркировки темпы роста цен никак не изменились.
В обувной отрасли также наблюдается обеление и многократный рост рынка. Если в 2019 году рынок обуви оценивался в 330 млн пар, но на данный момент обувные компании заказали в ЦРПТ более 1,3 миллиардов кодов, что говорит о том, что отрасль легализовалась и вросла почти на 400%.
Аналогично, официальные продажи шуб после введения маркировки выросли в 9 раз – с 8,5 млрд руб. в 2015 году до 76,2 млрд руб. в 2018 году», — отметили в пресс-службе ЦРПТ.