Результаты прошлогоднего исследования вызвали заметный резонанс в средствах массовой информации. В предпринимательском сообществе, в органах региональной власти и местного самоуправления до сих пор продолжается обсуждение рейтинга российских регионов, построенного на оценках предпринимательского климата. Наиболее прогрессивные руководители регионов используют эти данные в своей работе.
Анализируя по результатам исследования ситуацию с малым бизнесом в России в целом, к сожалению, можно констатировать тот факт, что общий спектр проблем остался без изменений. Малое предпринимательство в России в основной своей массе сохраняет позиции аутсайдера экономики. Малый бизнес не стал моторчиком конкурентоспособности российской экономики. И тенденции не предвещают скорых изменений.
Порядка 70% респондентов по той или иной причине не могут приобрести бизнес-недвижимость. И этот показатель не меняется. Конечно, среди причин наиболее популярная - 61% - цены, и это вполне рыночная ситуация. Однако почти половина - 49% опрошенных - в качестве причины называют «ограниченный доступ к торгам, недостаток достоверной информации о торгах и объектах».
Более половины опрошенных позиционируют свое финансовое состояние как «относительно устойчивое, для поддержания бизнеса хватает, для развития нет». За прошедший год ситуация не изменилась.
Опрос ВЦИОМ проведен в июле 2006 г. Опрошено 5900 человек - руководителей малых предприятий (собственники и наемные менеджеры). Выбор респондентов обусловлен тем, что именно эта категория является непосредственным субъектом предпринимательского процесса и в силу своего статуса и полномочий решает (как правило, лично) большинство проблем, которые рассматриваются в исследовании. Опрос проведен в 75 регионах России. |
Оценивая причины закрытия малых предприятий, половина опрошенных (51%) считают, что дело не в факторах внешней среды, а в самих предпринимателях, их низкой квалификации и собственных ошибках. Вопреки распространенному мнению о том, что существенную роль в закрытии бизнеса играют административные барьеры, предприниматели, участвовавшие в опросе, приписывают действиям властей меньшее влияние (25%). Практически на том же уровне оценивают негативное влияние крупных компаний (22%).
Фактически исследование второй год показывает, что конкурентное пространство искажено административным ресурсом. Чиновники регионального и местного уровня - активные участники рыночных отношений. Как и в прошлом году, более 60% опрошенных отметили, что в регионе имеются отрасли, доступ в которые искусственно затруднен. О том, что представители региональных и местных администраций используют свое служебное положение для создания особо благоприятных условий отдельным фирмам, осведомлены почти 80% опрошенных. Следует, правда, отметить, что процент тех, кто считал это явление широко распространенным, за год сократился (с 46% до 32%).
Очевидно, что административный ресурс применяется разными способами, в том числе не вполне законными. Устойчиво более 60% предпринимателей показывают, что сталкиваются с произволом и злоупотреблениями как со стороны представителей администраций, так и со стороны сотрудников контрольно-надзорных и правоохранительных органов. О том, что в регионах берут и дают взятки, заявляют более 60% опрошенных, причем более 40% считают эту практику широко распространенной. Оценка в точности повторяет ситуацию прошлого года. За год ничего не изменилось.
На этом фоне объяснимы оценки политики властей разного уровня по развитию малого и среднего предпринимательства: «не влияют либо мешают, но не содействуют развитию». В прошлом году, по данным опроса, бизнес оценил свои издержки на преодоление административных барьеров в 8,5% от выручки. В планах административной реформы снизить этот показатель к 2008 году до 3%, однако в этом году показатель возрос до 9,6%. По-прежнему лидируют по вмешательству в предпринимательскую деятельность органы МВД, налоговые инспекции и Роспотребнадзор. Однако подавляющее большинство - более 70% - респондентов показали, что проверки не представляют существенной проблемы для бизнеса. Реальной проблемой являются административные барьеры, создаваемые на пути к ресурсам, например производственным и офисным площадям.
Исследование показало, что предложенные минэкономразвития направления поддержки в основном соответствуют потребностям, однако объем предложений и информированность в регионах недостаточны. (http://www.wciom.ru)