Многие до сих пор вспоминают последний концерт Сары Садыковой. Это было в 1986 году, за два месяца до ее кончины. Концерт состоялся в театре им. Тинчурина. Несмотря на свои почти 80 лет, она чисто, красиво исполнила песню «Течет река Волга» на стихи Гульшат Зайнашевой. Зрители ответили ей овацией, и такая поддержка людей придала ей силы спеть еще. Недавно в гимназии №4, что в Кировском районе Казани, большим концертом отметили 10-летие уникального Музея Сары Садыковой, который открыт благодаря дочери Сары Садыковой, бывшей солистке и ведущей балерине театра оперы и балета им. М.Джалиля Альфие Айдарской.«Мама решила мне не перечить»Альфия Газизовна стала инициатором создания музея своей мамы на ее исторической родине - в деревне Тутаево Апастовского района Татарстана. А в деревне Кугушево Зеленодольского района открыла мемориальный музей своего отца Газиза Айдарского - знаменитого татарского актера и режиссера, основоположника первого татарского театра в Москве. Также по инициативе Альфии Айдарской в Казани регулярно проводится межрегиональный фестиваль-конкурс имени Сары Садыковой, в котором принимают участие ребята из музыкальных школ из многих регионов России. Альфия Айдарская - автор книги воспоминаний о своих родителях «Память сердца». - Так сложилась жизнь, что с мамой мы виделись нечасто - у нее были гастроли, а я с детства занималась балетом, училась в Ленинграде, в Вагановском хореографическом училище. Причем поступила туда, не говоря об этом маме, - рассказала Альфия Газизовна. - Мне было 9 лет, я жила у бабушки в Уфе и увидела объявление, что набирают группу детей для учебы в Ленинграде. Я любила танцевать и решила попробовать пройти конкурс. И прошла! Из 300 детей отобрали всего 12, в том числе и меня. Мама приехала в Уфу, а я ей говорю, что уезжаю учиться в Ленинград. - И как мама отреагировала?- Для нее это было большой неожиданностью. Она поохала, поахала, но решила мне не перечить. И мы разъехались: она - на концерт в Москву, я - на учебу в Ленинград. Потом мама приезжала ко мне на спектакль. В Кировском театре в спектакле «Сказка о царе Салтане» я Белочку танцевала. Мама гордилась мной. Конечно, мне было сложно, особенно в самом начале учебы, потому что по-русски я совсем не разговаривала, но благодаря своим учителям быстро выучила язык.От танца к пулям
- Альфия Газизовна, как сложилась ваша артистическая карьера? - Во время войны танцевала в театре оперы и балета имени Джалиля. В здании, где сейчас находится театр им. Тинчурина, работали сразу два театра - драматический и оперный. Играли через день: день - драма, день - опера или балет. В перерывах между спектаклями давали концерты в госпиталях для раненых. Выступали в палатах, на лестничных площадках. Иногда на таких концертах встречались с мамой - она тоже часто выступала в госпиталях. Зимой 1941 года в театре разместился госпиталь, и артистов сократили. Я думала: ну кому нужно искусство, когда идет война? Чтобы принести пользу Родине, пошла на военный завод, который был эвакуирован в Казань с Украины. Попала в цех, где делали пули. Работали по 12 часов в сутки. Мы жили на улице Карла Маркса, а завод был в Кировском районе. Я в 6 утра выходила из дома и пешком по Кировской дамбе шла на работу, чтобы ровно к 7 утра быть у проходной. Кстати, на заводе хлеба давали на 100 граммов больше, чем в театре. Помню, дома у нас была печка-буржуйка. Иногда мы топили ее книгами. Прочитала книгу - в печку. Иначе было нельзя. Оставляли только самое-самое необходимое. Случались дни, когда на столе был только кусочек хлеба и стакан кипятка. Позже театр вновь открыли, и я вернулась в театр.Танго в ожидании трамвая- Интересно, как Сара Садыкова - актриса, певица, начала сочинять песни, совершившие настоящую революцию в татарской музыке? - В 1942 году с очередного концерта мама возвращалась домой. В ожидании трамвая просматривала газету. Там было напечатано стихотворение Ахмета Ерикеева «Жду тебя». Трамвая не было очень долго. Она замерзла, и чтобы немного согреться, стала пританцовывать и напевать, обращаясь к трамваю, «Жду тебя, жду тебя...» Мама настолько была захвачена новой мелодией, что не заметила, как приехал трамвай, все люди уехали, а она осталась на остановке одна. Вот так появилось первое татарское танго. Это была самая первая ее песня. Композиция сразу же стала популярна в народе, хотя в татарской музыке не было такого понятия, как танго. Потом она написала много песен в разных жанрах: протяжные, лирические, шуточные, героико-патриотические, песни о любви, дружбе, вальсы, марши, фокстроты, блюзы. Но в каждой ее песне есть мон. Это понятие имеется только в татарском языке. Точного перевода слова «мон» ни на один язык мира не существует. Сама Сара Садыкова говорила, мон - это мелодия души. Могу сказать, что осталось много неизданных, неспетых песен, написанных Сарой Садыковой. Так что всех нас ждет много открытий.СправкаСара Садыкова родилась 1 ноября 1906 года. Училась в Москве, в консерватории по классу сольного пения. Заглавная партия в первой татарской опере «Сания» была написана специально для нее. На 25-летнем юбилее МХАТа пела перед самим Станиславским, и великий режиссер сказал ей: «У вас большое будущее!» В 1930 году, после окончания консерватории, приехала в Казань, работала в Камаловском театре. В 1935 году правительство Татарии приняло решение о создании в Казани оперного театра, и Сару Садыкову вместе с другими молодыми певцами, музыкантами, композиторами отправили на учебу в Москву. Так она снова стала студенткой Московской консерватории, где специально была открыта татарская оперная студия. Как композитор Сара Садыкова написала около 400 песен, музыку к 30 спектаклям и музыкальным комедиям, которые стали классикой татарского театра. Народная артистка Татарской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР (1984), лауреат Государственной премии Татарской АССР имени Г.Тукая (1990, посмертно).
- Альфия Газизовна, как сложилась ваша артистическая карьера? - Во время войны танцевала в театре оперы и балета имени Джалиля. В здании, где сейчас находится театр им. Тинчурина, работали сразу два театра - драматический и оперный. Играли через день: день - драма, день - опера или балет. В перерывах между спектаклями давали концерты в госпиталях для раненых. Выступали в палатах, на лестничных площадках. Иногда на таких концертах встречались с мамой - она тоже часто выступала в госпиталях. Зимой 1941 года в театре разместился госпиталь, и артистов сократили. Я думала: ну кому нужно искусство, когда идет война? Чтобы принести пользу Родине, пошла на военный завод, который был эвакуирован в Казань с Украины. Попала в цех, где делали пули. Работали по 12 часов в сутки. Мы жили на улице Карла Маркса, а завод был в Кировском районе. Я в 6 утра выходила из дома и пешком по Кировской дамбе шла на работу, чтобы ровно к 7 утра быть у проходной. Кстати, на заводе хлеба давали на 100 граммов больше, чем в театре. Помню, дома у нас была печка-буржуйка. Иногда мы топили ее книгами. Прочитала книгу - в печку. Иначе было нельзя. Оставляли только самое-самое необходимое. Случались дни, когда на столе был только кусочек хлеба и стакан кипятка. Позже театр вновь открыли, и я вернулась в театр.Танго в ожидании трамвая- Интересно, как Сара Садыкова - актриса, певица, начала сочинять песни, совершившие настоящую революцию в татарской музыке? - В 1942 году с очередного концерта мама возвращалась домой. В ожидании трамвая просматривала газету. Там было напечатано стихотворение Ахмета Ерикеева «Жду тебя». Трамвая не было очень долго. Она замерзла, и чтобы немного согреться, стала пританцовывать и напевать, обращаясь к трамваю, «Жду тебя, жду тебя...» Мама настолько была захвачена новой мелодией, что не заметила, как приехал трамвай, все люди уехали, а она осталась на остановке одна. Вот так появилось первое татарское танго. Это была самая первая ее песня. Композиция сразу же стала популярна в народе, хотя в татарской музыке не было такого понятия, как танго. Потом она написала много песен в разных жанрах: протяжные, лирические, шуточные, героико-патриотические, песни о любви, дружбе, вальсы, марши, фокстроты, блюзы. Но в каждой ее песне есть мон. Это понятие имеется только в татарском языке. Точного перевода слова «мон» ни на один язык мира не существует. Сама Сара Садыкова говорила, мон - это мелодия души. Могу сказать, что осталось много неизданных, неспетых песен, написанных Сарой Садыковой. Так что всех нас ждет много открытий.СправкаСара Садыкова родилась 1 ноября 1906 года. Училась в Москве, в консерватории по классу сольного пения. Заглавная партия в первой татарской опере «Сания» была написана специально для нее. На 25-летнем юбилее МХАТа пела перед самим Станиславским, и великий режиссер сказал ей: «У вас большое будущее!» В 1930 году, после окончания консерватории, приехала в Казань, работала в Камаловском театре. В 1935 году правительство Татарии приняло решение о создании в Казани оперного театра, и Сару Садыкову вместе с другими молодыми певцами, музыкантами, композиторами отправили на учебу в Москву. Так она снова стала студенткой Московской консерватории, где специально была открыта татарская оперная студия. Как композитор Сара Садыкова написала около 400 песен, музыку к 30 спектаклям и музыкальным комедиям, которые стали классикой татарского театра. Народная артистка Татарской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР (1984), лауреат Государственной премии Татарской АССР имени Г.Тукая (1990, посмертно).