Михаил Девятаев: за гранью невозможного

В историческом парке «Россия - моя история» открылась мультимедийная выставка «Девятаев: за гранью невозможного».

news_top_970_100
Автор фото: Ольга Иванычева

Выставка приурочена ко дню памяти подвига Михаила Девятаева и его экипажа. 8 февраля 1945 года Девятаев с 10 военнопленными совершил дерзкий побег на немецком бомбардировщике Heinkel He 111 H-22 из концлагеря на острове Узедом (Германия). В экспозиции представлены уникальные архивные материалы о жизни и подвиге Девятаева, фотографии из семейного альбома Девятаевых.

Сын героя Александр Девятаев (справа) и заместитель директора Института морского и речного флота имени Героя Советского Союза М.П. Девятаева - Казанского филиала Волжского государственного университета водного транспорта Марат Раимгулов на открытии выставки

В торжественной церемонии открытия выставки приняли участие депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ Татьяна Ларионова, заместитель премьер-министра РТ Лейла Фазлеева, председатель Государственного комитета РТ по архивному делу Гульнара Габдрахманова, министр культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовии Светлана Баулина, представители Дома дружбы народов Татарстана, региональной общественной организации «Национально-культурная автономия мордвы Республики Татарстан», студенты Института морского и речного флота имени Героя Советского Союза М.П.Девятаева - Казанского филиала Волжского государственного университета водного транспорта, а также курсанты кадетских школ.

Почетными гостями выставки стали члены семьи Михаила Петровича Девятаева - его сын Александр Михайлович, дочь Нэлли Михайловна, внуки, правнуки. Семья бережно и трепетно сохраняет память о легендарном летчике. 
- Судьба у Михаила Петровича сложная, очень сложная. Победил. Выжил. Выстоял. Его все время поддерживала семья. В девяностые - нулевые годы мне довелось возглавлять управление социальной защиты Казани. В то время в Казани проживали 15 Героев Советского Союза, но лидером был Михаил Петрович Девятаев. К его мнению всегда прислушивались, он всегда был желанным гостем на встречах со школьниками, молодежью, ветеранами. При этом он оставался очень скромным человеком. Герой Советского Союза, легендарный человек жил в двухкомнатной хрущевке. И когда ему предлагали поменять жилье, он отказывался, - отметила Татьяна Ларионова. 

Как рассказала председатель Государственного комитета РТ по архивному делу Гульнара Габдрахманова, планируется передать электронную версию этой выставки во все исторические парки «Россия - моя история», расположенные в крупнейших городах Российской Федерации. И конечно, экспозиция будет представлена на исторической родине предков Девятаева - в Мордовии.

Семья Девятаевых. 1984 г.

В жизни Михаила Девятаева был удивительный эпизод. Спустя почти 60 лет после побега на самолете из концлагеря Михаил Петрович встретился с немецким летчиком, пилотом люфтваффе, который 8 февраля 1945 года бросился на перехват беглецов, захвативших бомбардировщик. У него была четкая цель - уничтожить самолет со сбежавшими военнопленными. Но он потерял угнанный бомбардировщик из виду, и ему пришлось ни с чем вернуться на аэродром. 

История их встречи очень интересна. Михаила Петровича не раз приглашали в Германию, на остров Узедом, где располагался полигон и секретный ракетный центр «Пенемюнде», откуда был совершен дерзкий побег. Организаторы визита Девятаева на Узедом выяснили, что летчик Гюнтер Хобом, который преследовал угнанный самолет, оказывается, жив, и они решили устроить им встречу. Как прошла встреча двух летчиков, бывших противников? Какие чувства и эмоции они испытывали? О чем беседовали? Об этом мы попросили рассказать Нэлли Девятаеву, потому что именно она сопровождала отца в тех поездках.   

- У папы было несколько таких встреч - первая в 1997 году, последняя в 2002-м, незадолго до его смерти. Гюнтеру Хобому тогда уже исполнилось 92 года, папе - 84, но они были бодры, энергичны. Прогулялись по той самой взлетной полосе, посидели, выпили, пообщались, встретились с журналистами. У Гюнтера Хобома спросили: «Если бы вы его догнали, вы бы его сбили?» Он ответил: «Конечно», а потом добавил: «Но я рад, что этого не случилось», - поделилась воспоминаниями Нэлли Михайловна. - А сам немецкий летчик очень хотел выяснить у папы, как же ему все-таки удалось совершить невозможное - угнать самолет с охраняемого секретного военного аэродрома. Это был чисто профессиональный интерес: как? В реальность произошедшего действительно сложно поверить. Фантастика, что угнали, фантастика, что удалось управлять незнакомым самолетом, фантастика, что погода помогла самолету укрыться от преследователей, и фантастика, что им удалось долететь до своих и приземлиться. Есть удивительный момент. Мне военный летчик рассказывал, что если летчик по каким-либо причинам месяц не летал, его не посылали на задание сразу. Какое-то время он совершал тренировочные полеты, чтобы восстановить навыки управления машиной. А папа полгода провел в концлагере, не летал, но смог управлять совершенно незнакомым ему самолетом. 

Справка «КВ»
О побеге из концлагеря на острове Узедом Михаил Девятаев сам рассказал в двух автобиографических книгах «Побег из ада» и «Полет к солнцу». 
news_right_column_240_400