Могут ли горожане влиять на развитие среды обитания?

В понедельник в столице РТ состоялось первое заседание экспертного клуба «Волга».

news_top_970_100

На мероприятие прибыл бомонд политтехнологов федерального уровня, чтобы подискутировать на тему «Соучастие жителей как фактор качественного развития городской среды». Казань здесь удачный пример: горожане являются устроителями своего общественного пространства в солидарности с местными властями. Вот только пример нашего города - это редкое явление в масштабах страны.

Первым спикером вечера стал российский политолог и политический консультант, вице-президент, почетный член РАСО Игорь Минтусов. Он в несколько тезисов, написанных до приезда в Казань, обозначил, почему проблема соучастия жителей актуальна. Во-первых, по его мнению, существует высокий уровень недоверия к власти, которая выступает с инициативами по изменению городской среды. 

Вторая причина - власти не умеют разговаривать с недовольными на равных, им кажется, что люди сами не знают чего хотят, оттого и возражают.

Третьим тезисом Минтусов обозначил политизацию коммунальной жизни. Ярким примером он назвал события в Екатеринбурге, где в городском сквере местные власти вознамерились построить храм и натолкнулись на возражение общественности, что привело к локальному противостоянию.

Избежать конфликтов, считает Игорь Минтусов, можно, выполнив следующие задачи. Во-первых, надо стимулировать создание гражданского общества, чтобы НКО с авторитетными людьми, которым местные общины доверяют, работали на низовом уровне с населением напрямую и брали на себя функцию коммуникаторов между обществом и властью. Далее этих коммуникаторов надо вовлекать в обсуждение спорных вопросов трансформации окружающей среды. Кроме того, политтехнолог отметил, что власти надо чаще идти на компромисс с обществом.

Затем к микрофону подошел политолог и регионовед Михаил Виноградов. По его мнению, большинство успешных проектов в городе реализуется без запроса жителей, но горожанам необходимо давать высказываться, а архитекторам нужно мотивировать свои проекты и прислушиваться к тем, кто проживает в конкретном дворе.

- Повестка урбанизма, градостроения, очень в высокой степени локализована. И в этом плане жизнь в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, не говоря уже о соседних регионах, очень разная, - рассуждал политолог и генеральный директор

Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров.

Он полагает, что существует три стадии развития городских сообществ. Первая, когда в городе ничего не строится и всем все равно, потому что ни жители, ни их дети свое будущее с этим городом не связывают. Вторая ситуация - все плохо, но люди понимают, что бежать некуда, и требуют от городских властей сделать хоть что-нибудь. Третья стадия, когда все цветет, растет, строится, но в какой-то момент это вызывает сопротивление.

- Это город, который испытывает проблему не выживания, а развития. Я вас поздравляю, Казань эту «долину смерти» уже перепрыгнула. У нее есть будущее, динамичное настоящее. В городе есть деньги, люди, планы. А большинство городов относятся либо к первому, либо ко второму типу, - заявил Валерий Федоров.

Член экспертного совета Комитета Государственной Думы по ЖКХ и жилищной политике Марат Баширов отметил, что обычно большие вопросы есть к местной власти. А от эффективности управления городами зависит эффективность управления страной.

- Без местного уровня власти невозможно реализовать ни один нацпроект. Все национальные проекты нацелены на улучшение жизни простого человека. Это простые решения. Они не заключаются в строительстве того, чем мы будем гордиться через 100 лет. Гордиться дорогой глупо, но это и есть нацпроект. Федеральная власть всегда работает опосредованно, не видя, с кем она взаимодействует. А местные органы власти работают лицом к лицу с населением. Они имеют оперативный контакт с гражданами. И если власть решает проблемы человека, то ее уважают, - заявил Марат Баширов.

Подобный формат беседы и разбор конкретных кейсов позволили участникам клуба объективно рассмотреть проблему взаимодействия местной власти и горожан, найти точки соприкосновения между ними и предложить инструментарий, который позволит повысить эффективность диалога.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100