О том, какие сложности возникают на этом пути, мы попросили рассказать тренера-преподавателя ЦСДЮШШОР имени Р.Нежметдинова Константина Муравьева.Ученики Константина Ивановича добиваются серьезных успехов в российских и международных соревнованиях. На недавно завершившемся в Уфе первенстве Приволжского федерального округа по классическим шахматам Эльза Хазиева завоевала чемпионское звание среди девушек до 16 лет, а Артур Василов стал серебряным призером среди юношей до 18 лет, оба добились права участвовать в финале первенства РФ, которое пройдет в Краснодарском крае в апреле. Всего в соревнованиях принял участие 461 спортсмен из 14 регионов округа. Летом команда «Каисса» под руководством Константина Муравьева победила в Кубке Алисы Галлямовой. После небольшого отдыха ребята примут участие в первенстве РТ по шахматам среди мужчин и женщин, что является частью плана подготовки к первенству России.- Интересно, что девочки у нас в республике выступают успешнее, чем мальчики, – говорит Константин Иванович. - Хотя ребята воспринимают все быстрее. А девочки более старательные, вдумчивые, ответственно относятся к тренировкам, поэтому и показывают такой результат.- Каждое соревнование – это стресс, волнения. У взрослых спортсменов есть психологи, которые помогают им подготовиться к турниру, а у детей роль психолога играет тренер?
- Да, в нашей школе пока психолога нет. Но в любом случае тренер должен работать в одной связке с родителями. Они же лучше знают своего ребенка и могут помочь в трудную минуту, настроить его на победу. Необходимо, чтобы и родители были заинтересованы в успехе ребенка. Без такой поддержки очень сложно. Вообще, шахматы – это индивидуальная работа с каждым. Здесь нельзя, как в школе, посадить перед собой 20 человек и учить. У каждого ребенка свой характер, свой темперамент, поэтому и стиль игры у каждого вырабатывается свой. Кто-то смело атакует, а кто-то играет более осторожно, уделяя больше внимания обороне.- Бывают у ребенка кризисные моменты, когда он вдруг начинает капризничать, бросает тренировки?
- Такие периоды случаются, когда идет проигрыш за проигрышем. У маленьких часто бывают слезы, даже истерики: «У меня ничего не получается, не хочу больше играть!» Ребята постарше стараются не показывать своих эмоций, но видно, что переживают сильно.- Какие волшебные слова вы находите, чтобы успокоить ученика?
- Здесь надо быть очень тактичным, потому что одной неосторожной фразой можно просто сломать человека. Я стараюсь объяснить, что с проигрышем жизнь не заканчивается и не стоит делать из этого трагедию, надо шаг за шагом идти вперед к будущим победам. Нужно воспитывать в человеке уверенность в себе. - А ранние победы могут испортить ребенка?
- Есть такие ребята, которые после нескольких удачных выступлений начинают чувствовать себя звездой и перестают работать. Конечно, криками и нотациями проблему не решишь. До ребенка надо донести одну простую мысль - останавливаться нельзя, иначе сползешь вниз. Если не будешь тренироваться, то быстро сойдешь с пьедестала. Сегодня в шахматах очень большая конкуренция, даже среди самых юных шахматистов. У 8 - 10-летних мальчишек и девчонок сейчас такой багаж знаний, что нам и не снилось в свое время.- Как вы относитесь к турнирам онлайн?
– Как тренировка - это хорошо, но лично мне интереснее играть партию вживую, видя глаза соперника, его реакции, эмоции, переживания. Это помогает вести партию. Турниры онлайн этого дать не могут.
- Да, в нашей школе пока психолога нет. Но в любом случае тренер должен работать в одной связке с родителями. Они же лучше знают своего ребенка и могут помочь в трудную минуту, настроить его на победу. Необходимо, чтобы и родители были заинтересованы в успехе ребенка. Без такой поддержки очень сложно. Вообще, шахматы – это индивидуальная работа с каждым. Здесь нельзя, как в школе, посадить перед собой 20 человек и учить. У каждого ребенка свой характер, свой темперамент, поэтому и стиль игры у каждого вырабатывается свой. Кто-то смело атакует, а кто-то играет более осторожно, уделяя больше внимания обороне.- Бывают у ребенка кризисные моменты, когда он вдруг начинает капризничать, бросает тренировки?
- Такие периоды случаются, когда идет проигрыш за проигрышем. У маленьких часто бывают слезы, даже истерики: «У меня ничего не получается, не хочу больше играть!» Ребята постарше стараются не показывать своих эмоций, но видно, что переживают сильно.- Какие волшебные слова вы находите, чтобы успокоить ученика?
- Здесь надо быть очень тактичным, потому что одной неосторожной фразой можно просто сломать человека. Я стараюсь объяснить, что с проигрышем жизнь не заканчивается и не стоит делать из этого трагедию, надо шаг за шагом идти вперед к будущим победам. Нужно воспитывать в человеке уверенность в себе. - А ранние победы могут испортить ребенка?
- Есть такие ребята, которые после нескольких удачных выступлений начинают чувствовать себя звездой и перестают работать. Конечно, криками и нотациями проблему не решишь. До ребенка надо донести одну простую мысль - останавливаться нельзя, иначе сползешь вниз. Если не будешь тренироваться, то быстро сойдешь с пьедестала. Сегодня в шахматах очень большая конкуренция, даже среди самых юных шахматистов. У 8 - 10-летних мальчишек и девчонок сейчас такой багаж знаний, что нам и не снилось в свое время.- Как вы относитесь к турнирам онлайн?
– Как тренировка - это хорошо, но лично мне интереснее играть партию вживую, видя глаза соперника, его реакции, эмоции, переживания. Это помогает вести партию. Турниры онлайн этого дать не могут.