Говорить об этом волнительно, а читать статью дочери, наверное, вообще странно. Но как не писать, когда все мое существо хочет рассказать миру об этом прекрасном писателе и самом лучшем отце.
Союз писателей Республики Татарстан находится на улице Муштари, а в двух остановках от него, на улице Лесгафта, в начале 1990-х проживала семья молодого редактора - начинающего писателя Зиннура Хуснутдинова, которого тогда в литературных кругах знали уже как Зиннура Хуснияра. Гостеприимная, приветливая жена накрывала стол для частых гостей - писателей, рядом бегала малышня. Это были мы с братом.
Детская память хорошо зафиксировала лица Мударриса Аглямова, Фаиза и Лаиса Зулькарнаевых, Ркаиля Зайдуллы, Наиса Гамбара, Рустема Мингалима, Равиля Файзуллина и других. Они, сами того не осознавая, оказали влияние на наше формирование как личности, навсегда привив любовь к литературе и печатному слову. Папа же прививал эту любовь, прибегая к самым жестким и, как нам тогда казалось, несправедливым методам. К примеру, мой младший брат не мог выйти на улицу погулять с друзьями, пока не перескажет 30 новых страниц, прочитанных из выбранных отцом художественных книг. Мне разрешалось смотреть телевизор ограниченное время и только тогда, когда будет выполнен ряд обязательных условий. И так каждый день. Тогда нам казалось, что наш папа - самый строгий человек на планете. Но прошло 15, 20 лет, и мы благодарим его каждый день - за выработанное умение правильно распределять свое время, за стремление быть лучшими, чем мы есть, за 5 высших образований на двоих, за то, что каждый день занимаемся любимым делом да еще получаем за это зарплату.
Зиннур Хуснияр - мой герой. Но еще он герой для сотен тысяч маленьких татарстанцев, которые выросли, читая детский журнал «Салават купере» («Радуга»). Папа организовал этот журнал в 1989 году, когда ему было 29 лет. Столько же мне сейчас. Он всегда был руководителем для десятка сотрудников и всегда был шефом самого себя. Он не обладает особой организаторской дисциплиной, про таких говорят: «Летает в облаках», но у него есть некий внутренний переключатель, благодаря которому в течение суток я наблюдаю трех разных Хуснияров.
Его день начинается в 3 - 4 утра, когда тихо и никто не мешает щелкать по клавиатуре, воплощая в жизнь очередную писательскую задумку. При этом занятии он отстраненный, порой кажется, что сейчас не на нашей планете. После утренней прогулки по лесу уходит на работу. В редакции он быстрый, конкретный, часто резкий. Как и всем начальникам, ему надо все и сразу. Поверьте, это непросто, учитывая, что мозг Зиннура Зиятдиновича может за день сгенерировать пару спецпроектов для журнала о театре и искусстве «Сэхнэ» и несколько конкурсов для детского журнала «Салават купере». Удивительно, что в течение жизни ему предлагали разные должности в крупных организациях республики, а он отказывал. До сих пор отказывает и продолжает повторять, что создавать детский журнал - лучшая работа в мире. Я с ним согласна.
Самым первым его произведением для детей был небольшой рассказ «Зилә бакчага бара» («Зиля идет в детский сад»). Совсем недавно в одном из детских садов Казани увидела постановку по этому произведению. Было трогательно смотреть, как малыши, одетые в разные костюмы, стараются вжиться в роли. В главной героине увидела себя. На мгновение захотелось, чтобы папа взял меня за руку и повел в детский сад на улице Айвазовского.
Дома с семьей это третий Хуснияр - болтливый, озорной, смешливый и очень надежный. Они прекрасно дополняют друг друга с женой Нурией вот уже 30 лет, хотя разные как день и ночь.
Папе приходит очень много писем от читателей, постоянно звонит телефон. Хочу я того или нет, приходится выполнять функции личного секретаря. Счастье, что со временем становлюсь его первым рецензентом. Конечно, я жалуюсь, что он слишком быстро пишет, не успеваю перечитывать и критикую, если недотянул или перетянул сюжет. В результате каждый раз ругаемся. Но! Я и представить не могу, как можно так писать, чтобы вызывать хохот или рыдания по полчаса от жалости к герою или несколько дней подряд обдумывать ту или иную мысль. Все это происходит со мной, когда я читаю папины произведения. Рада, что подобные отклики мы получаем в письмах любителей творчества Хуснияра. Хотя, к сожалению, приходится констатировать, что жизнь современного писателя часто неблагодарная и нищая.
Книга «Кичу» (ее переводят как «Переправа») - моя любимая. Мне кажется, что там собраны лучшие рассказы отца. Они написаны без пафоса, довольно простым языком и раскрывают целую палитру актуальных тем. Где-то описываются проблемы городской жизни, где-то - судьба семейной пары, оказавшейся на дне жизни, в других раскрываются проблемы взаимоотношений разных людей. Кто-то назвал эту книгу энциклопедией сельской жизни. С этим сложно не согласиться, практически с каждым папиным рассказом попадаешь в несуетливый мир национальной жизни, уклада деревни, народной морали и нравственных устоев.
Зиннур Хуснияр - лауреат многих наград и премий. Папа является заслуженным деятелем искусств Республики Татарстан, членом Союза писателей РТ, лауреатом литературных премий имени Ш.Маннура, Ф.Хусни, Г.Исхаки, М.Джалиля. Государственная премия имени Г.Тукая - заслуженное, прекрасное, логичное продолжение его писательской карьеры.
В любом случае Зиннур Хуснияр - мой герой.