Для нее нужна доска для шашек. У нас было картонное поле и коробочка красных и белых шашек, что очень подходило для игры в чапаевцев (белые и красные).
В дождливый день, когда на улице не побегаешь, мы усаживались за стол, раскрывали картонную клеточную доску и расставляли шашки: напротив ряда красных ряд белых. Щелчком пальцев шашки приводились в движение. Шашка должна была выбить шашку противника.
Если у тебя промах, вылет или недолет, то бой продолжает он. Выбил всех твоих - передвигается вперед на одну клетку всем строем. И так, пока не дойдет до штыковой. Резкий удар двух пальцев по шашке должен выбить соседнюю шашку противника (для этого их ставили рядом). Удар, удар, удар, и вот уже белые отступают, а красные гонят их до самого края доски, где в штыковой атаке сбрасывают в «море».
А у нас во дворе…
В Кировском районе между Гладилова и Краснококшайской была наша улица Слободская. Жили мы на первом этаже большого двухэтажного дома. Во дворе два сада-огорода, сарай, а рядом бревно, на котором мы играли. Двор был большой. В него свободно могла въехать машина с дровами и разгрузиться. Для этого открывались ворота.
В этом замечательном дворе прошло мое детство с 6 до 13 лет. Ребят было много, мы играли во все популярные тогда игры: прятки, вышибалы, штандер. Жили дружно, не помню ни ссор, ни драк. Соблюдались определенные правила поведения во дворе. Нами никто не руководил, лидеры объявлялись сами собой. Мы спокойно воспринимали их лидерство, и конфликтов по этому поводу не возникало. Жалобщиков не любили. Если нам не хватало двора, то летом дотемна играли на улице, пока родители не загоняли домой. А зимой катались на лыжах и санках с горки, которая была на другой стороне улицы возле колонки с водой.
?
Волейбол
Этот волейбол сейчас называют пляжным. Здесь не нужна была сетка, через которую одна команда играет с другой. Был бы мяч и желающие играть. Становились в круг и перекидывали мяч друг другу.
Вышибалы
У нас во дворе играли так. Между двумя кидающими мяч (вышибающими) бегают те, кого вышибают; игра идет на вылет. В кого попали, уходит на скамейку запасных, а те, кто остались, продолжают бегать; если поймают летящий в них мяч, тогда спасут вылетевшего.
Войнушка
Во дворе заводилой был Толя, года на четыре старше нас. Делились на команды, договаривались, кто когда будет убит, что надо делать, чтобы победить. Прятались, бегали, голосом изображали стрельбу, а потом разбирались, кто честно играл, кто нет.
Домик
У нас был чудесный деревянный домик: складная ярко-зеленая крыша с красной трубой; наличники на окнах тоже зеленые и зеленый заборчик. Мы его всегда сами собирали и ставили под елку рядом с Дедом Морозом и Снегурочкой или на мамин письменный стол, где бабушка делала для нас зимнюю снежную горку.
Мы очень домик любили. И с сожалением узнали, что когда переезжали на новую квартиру, бабушка подарила его соседским малышам, братьям Рамилю и Раису.
Первый вариант - прирезать землю.
Рисовали круг. Делили на количество играющих, например, на четыре части, и по очереди бросали ножик в землю соседа. По ходу воткнувшегося лезвия проводили черту от границ соседа к себе, таким образом увеличивая свои владения. И так до тех пор, пока вся земля не станет твоей.
Второй вариант.
Мне он нравился больше, в нем была геройская лихость и ловкость фокусника одновременно. Взрыхляли горкой землю, садились вокруг и по очереди общим перочинным ножом начинали выделывать фокусы. Сначала три броска во взрыхленную землю. Потом из пальцев делаем кольцо - через кольцо ножик летит в землю. Воткнулся - играешь дальше, нет - передаешь нож следующему. Потом сжимаешь кулак и ставишь ножик на костяшку пальца. С нее ножик, перевернувшись, должен воткнуться в землю. У старших мальчишек это выходило ловко и красиво. Они рисовались перед малышней своей ловкостью. А мы старались подражать.
Прошли все костяшки. Потом ножик таким же ловким переворотом втыкался в землю с тыльной стороны ладони, со сгиба локтя, с колена, потом со лба, с носа, с подбородка!
Особым шиком было воткнуть его в землю без переворота в воздухе, а направив вниз, движением руки заставить перевернуться так как надо. У меня это не получалось, а вот с переворотом в воздухе я справлялась неплохо.
Оригами
Слова «оригами» мы тогда не знали. А голубей из листка школьной тетради делать умели все. Вдруг кому-то приходило в голову поиграть в голубей. Их так удобно было запускать с нашего высокого крыльца. И вот уже весь двор усеян «пернатыми» или «самолетами». Вот тут уж за мусор во дворе нам доставалось. А за кораблик из листка бумаги, который по весеннему ручью уплывал куда-то далеко от нашего дома, никто не ругал. Бывало, кто-то принесет в класс бумажную прыгающую лягушку, и весь урок скачут они по нашим партам; или кто-то сделает голову черта с высовывающимся языком - снова радость и снова обучение друг друга: «А как ты сделал?» Игрушку разворачивают, снова складывают, и вот уже чертик в руках у каждого второго. Не всем это удавалось, а вот вертушку на палке и треуголку от солнца из газеты мог сделать каждый.
?
Царь горы
В эту игру мы обычно играли зимой. Во дворе после расчистки дорожек появлялся большой сугроб. И вот мы берем штурмом эту гору, потому что кто-то уже успел объявить: «Я царь горы!» Мы упорно лезем наверх и после небольшой потасовки скидываем «царя».
?
Этикетки
Собирать спичечные этикетки в начале 60-х годов было более популярно, чем почтовые марки. Спичками зажигали керосинки, а картинки на коробках отличались разнообразием: и писатели, и животные, и города. Положишь коробок из-под спичек в воду, подсушишь этикетки - и во двор меняться. Бывало, их покупали в магазине - они продавались сериями. Помещали в альбомы и рассматривали друг у друга. А лишние - на обмен.
Испорченный телефон
Садились рядом друг с дружкой; водящий шептал первому в ухо слово, следующий должен был передать его рядом сидящему, и так до последнего игрока. Ведущий спрашивал его, какое слово ему шепнули. Оказывается, вместо слова «телефон» ему передали «слон». Начинали выяснять, кто в этом виноват. И тогда водить начинал он.
Автоматы
Детство, мне кажется, не кончается никогда. Оно возвращается к нам вместе с детством наших детей и внуков. Например, я увлеченно играла в автоматы 80-х годов, которые были устроены по типу тира. Бросил 15 копеек, и вот ты уже смотришь в окуляры на выплывающие из-за гор корабли. Нажал кнопку - и происходит маленький взрыв на море. Или ты охотник в лесу и целишься то в утку, то в зайца; или летчик в воздушном бою; или командир подводной лодки. Мне кажется, что я играла в эти игры с большим энтузиазмом, чем мой сын. И получала, несомненно, гораздо больше от этого удовольствия.