На кого молиться бюджетникам: на Починка или на регионы?

Реформа допотопной тарифной системы начисления заработной платы провозглашена. И как всегда, внедрять ее в жизнь будет Минтруда России, а средства должны изыскать регионы. Денег, по всей видимости, потребуется немало - главный реформатор Александр Починок уверен, что отказ от единой тарифной сетки и переход на отраслевые нормативы значительно увеличат зарплату бюджетников. Между тем в российской казне повышение содержания "государевым людям" на 30 процентов заложено только с октября. По мнению экспертов, это означает реальное увеличение зарплат по году не более чем на 7%.

news_top_970_100

Реформа допотопной тарифной системы начисления заработной платы провозглашена. И как всегда, внедрять ее в жизнь будет Минтруда России, а средства должны изыскать регионы. Денег, по всей видимости, потребуется немало - главный реформатор Александр Починок уверен, что отказ от единой тарифной сетки и переход на отраслевые нормативы значительно увеличат зарплату бюджетников. Между тем в российской казне повышение содержания "государевым людям" на 30 процентов заложено только с октября. По мнению экспертов, это означает реальное увеличение зарплат по году не более чем на 7%.

Доходы населения, как уверяют чиновники, стремительно растут. В границах нищеты (с месячным доходом не выше 1394 рублей), а также между бедностью и обеспеченностью (до 3796 рублей) живут 60 процентов татарстанцев. Еще 24 процента граждан, получающих чуть больше 4 тысяч рублей в месяц, решили зачислить в категорию обеспеченных. Впрочем, по официальной статистике, среднедушевой доход в республике - 2900 рублей. Но половина из него заработана в теневом секторе. Треть трудоспособного населения не желает, по мнению специалистов ЦЭСИ, занимать вакантные места со среднереспубликанской заработной платой. А предпочитает трудиться в сфере частного бизнеса, не декларируя доходы. Цена только подоходного налога этих теневых заработков - 1 миллиард 200 миллионов рублей. Правительство предлагает лишить нежелающих работать в официальной экономике пособий и других выплат по программе адресной социальной защиты. Эта мера будет широко применяться и в ходе разворачивающейся жилищно-коммунальной реформы. Вот только как удастся чиновникам подсчитать в карманах татарстанцев деньги, которые они получили отнюдь не в окошечке официальной кассы?

Понять граждан, уклоняющихся от подоходного налога, несложно. "Просвечивать" реальные заработки невозможно даже "калачом" будущей пенсии. Государственная система пенсионного обеспечения гарантирует потолок пособия по старости только в размере 1864 рублей даже при заработках в 50 тысяч в месяц. С точки зрения простого смертного, резоннее не отдавать 13 процентов в бездонный бюджет, а откладывать деньги на старость самостоятельно. Поэтому задача повысить в Татарстане зарплату бюджетников за счет роста подоходного налога с реального сектора экономики представляется трудновыполнимой. Чтобы обеспечить потребности одной социальной сферы, зарплата в реальном секторе должна быть 5658 рублей. А чтобы увеличить зарплату бюджетников на 30 процентов, доходы официально работающих должны составлять не меньше 6 тысяч рублей. При подобных безрадужных перспективах с долгами бы по зарплате разделаться - и то удача.

Но приказ на реформу тарифной системы дан, и его надо исполнять. В Кабмине и Минэкономики РТ преобразования решили начать с изменения системы оплаты труда госслужащих и с заключения межотраслевых тарифных соглашений, принятых во всем мире. Решено, что чиновник богатым может и не быть, но состоятельным - обязан. А потому разным категориям "государевых людей" от министра до рядового клерка будет определен минимум "представительских" потребностей, исходя из которых и сформируется тарифная сетка в "приказах". Что касается межотраслевых соглашений, за их основу будет браться тарифный коэффициент базовой отрасли (например, нефтедобывающей) и определяться понижающий коэффициент для остальных отраслей. Следующий шаг - переход на почасовую оплату труда. У этой системы есть сторонники и противники. Одни считают, что введение почасовой минималки ухудшит материальное положение отдельных категорий работников, другие уповают на медленный, но верный рост доходов.

Судя по выступлениям на комиссии Госсовета, чиновники бюджетных министерств и ведомств особой радости от предстоящей реформы не испытывают. Оно и понятно: по предварительным прикидкам, для повышения зарплаты санитарок с 750 до 800 рублей всю медицину надо переводить на коммерческую основу. Да и заработки учителей со стажем можно будет повысить до нового федерального минимума лишь за счет уменьшения и без того невысокой зарплаты молодых преподавателей. И хотя в отдельно взятой 12-й коммерческой горбольнице Казани сумели перейти к оплате труда в зависимости от объема и качества работы медиков, еще большой вопрос, смогут ли это сделать на 400 бюджетных рублей в год на душу населения во всех остальных социально значимых здравницах.

Спору нет - от советской обезлички уходить надо. Но кто сказал, что такие критерии при определении зарплаты, как отрасль, тип учреждения, стаж работы и должность, действительно станут показателями добросовестности или эффективности труда того или иного работника, вне зависимости от количества лет, просиженных в бюджетном кресле? Отвечать на этот вопрос будем, как всегда, в ходе реформы или после ее провала. Только бы деньги найти. А их у регионов, как всегда, не хватает. К примеру, в Татарстане дополнительные доходы бюджета планируются лишь в размере 600 млн. рублей - а на реформу потребуются миллиарды. Понимая, что от российских преобразований не отвертеться, депутаты и представители министерств договорились ускорить подготовку собственной региональной концепции бюджетной "перестройки" и вынести ее на широкое обсуждение общественности.

Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100