Начало учебного года: как помочь себе и ребенку?

news_top_970_100

Иногда начало учебного года может быть связано не с ощущением праздника и вдохновением от нового этапа, а со стрессом и напряженностью. Адаптация, домашние задания, перевод в новую школу или поступление в колледж - все это может стать поводом для тревоги не только у детей, но и у их родителей. Как помочь себе и ребенку в этот непростой период, рассказала психолог и профориентолог Шохида Саттарова.

- Какие психологические трудности чаще всего возникают у детей и родителей в начале учебного года?
- Их может быть несколько. Например, адаптация к новой информации. Мозг ребенка, привыкший к каникулярной расслабленности, не сразу готов к интенсивным нагрузкам. Кроме того, происходит социальная адаптация.

Возвращение в коллектив, новые учителя, новые требования - это всегда волнительно. Для кого-то это страх быть непонятым, для кого-то - заново выстраивать общение.

У школьника появляется тревожность - страх перед неизвестностью, возможными трудностями, для старшеклассников это еще и давящее ожидание экзаменов и выбор будущего. Родители испытывают схожий стресс: организационные хлопоты, тревога за успехи и самочувствие ребенка, а зачастую и собственное чувство усталости от необходимости снова включаться в активный режим.

- Как помочь ребенку адаптироваться к учебе?
- Вместо скучной зубрежки дайте ребенку увлекательные задания. Например, узнать, чем питается улитка. Это прекрасный способ вспомнить школьную программу, но через призму реального мира и интереса. Говорите о школе как о месте новых возможностей, встреч с друзьями, получения интересных знаний. Вспоминайте приятные моменты из прошлого года. Вместе собирайте портфель, готовьте рабочее место. Это дает ребенку ощущение контроля и снижает неопределенность.

- А как родителям справиться с собственным стрессом, связанным с началом учебного года?
- Во-первых, признайте свой стресс. Нормально чувствовать усталость или тревогу, не стыдитесь этого. Во-вторых, никто не идеален. Не ждите от себя и ребенка, что все будет идти как по маслу. Будут сбои, трудности - это часть процесса.

Не пытайтесь взвалить все на свои плечи. Разделите эти обязанности с партнером, если это возможно. Наконец, найдите время для себя, хотя бы 15 - 30 минут в день. Это может быть чтение, прогулка, медитация, любимое хобби.

Общайтесь с другими родителями - обмен опытом и взаимная поддержка помогают снять напряжение и понять, что вы не одни со своими заботами.

- Как поддерживать в ребенке мотивацию к учебе на протяжении всего года?
- Это одна из самых сложных и долгосрочных задач. Мотивация - это как живой огонек, его нужно постоянно поддерживать, но не раздувать силой. Здесь советы такие:

  • Делайте фокус на усилии, а не только на результате. Хвалите ребенка за старание, за попытки, за то, что он не сдался, а не только за пятерки.
  • Поощряйте самостоятельность. Давайте выбор, где это возможно (какую тему изучить глубже, в каком порядке делать уроки).
  • Развивайте любопытство. Ищите вместе с ребенком ответы на его вопросы, читайте книги на интересующие его темы.
  • Создайте комфортную среду. Это предполагает удобное рабочее место, отсутствие отвлекающих факторов.
  • Помните о собственном примере. Если вы сами с интересом относитесь к новым знаниям, читаете, учитесь, ребенок будет брать с вас пример.
  • Не перегружайте. Баланс между учебой, отдыхом и внеклассными занятиями критически важен. Переутомление убивает любую мотивацию.

- Как понять, когда стоит обратиться за профессиональной психологической помощью для ребенка?
- Обращение к психологу - это не признак «плохого родителя» или «проблемного ребенка», это признак вашей заботы и ответственности. Если у вас возникла мысль, что нужна помощь, скорее всего, она действительно нужна.

Например, при резких и стойких изменениях в поведении ребенка, проблемах со сном и аппетитом, соматических жалобах без медицинских причин, значительном и необъяснимом снижении успеваемости. Социальная изоляция или конфликты, высказывания о суицидальных мыслях, собственное чувство бессилия у родителя - это абсолютный повод для немедленного обращения к специалисту.

А вот какие советы по поводу адаптации к школе дали родители казанских школьников и сами ученики.

Евгений Чекашов, депутат Госсовета РТ, отец четверых детей:

- От нас как родителей самая главная помощь - это эмоциональная поддержка. В нашей семье мы не фокусируемся на оценках, а говорим о новых знаниях, друзьях, впечатлениях. Совместный ужин, когда мы делимся эмоциями от прожитого дня, снимает напряжение и позволяет ребенку почувствовать, что его школа - это часть жизни и интереса всей семьи. Самое важное - дать ребенку понять, что вы его тыл. И неважно, пятерка у него или тройка, вы всегда на его стороне.

Альбина Гилазиева, торговый представитель кондитерской фабрики, мама участницы Движения Первых:
- Конечно же, младшеклассникам сложнее всего просидеть 45 минут смирно за партой. Также с началом учебного года не стоит бросаться в омут с головой и бежать делать уроки сразу после школы. Если позволяет погода, прогуляйтесь в парке, побалуйте себя и ребенка чем-то вкусным. Еще здорово вместе с классом, родителями и учителем организовать поход - в театр или на природу. Это очень объединяет!

Лилия Фаттахова, воспитательница детского сада, мама участницы Движения Первых:
- Как я помогаю детям пережить начало учебного года? Максимально страхую их от дополнительных нагрузок в сентябре. Их ресурс ограничен, и он должен уйти на адаптацию к школе. Делаю фокус на восстановлении сил, а не на учебе. Важнее поддержать их психическое состояние, чем подтянуть математику. Конечно, помогаю с организацией дня. Также считаю важным в этот период поддерживать связь с другими родителями. Понимание, что ты не один и у всех схожие проблемы, очень помогает.

Адиля Файзрахманова, ученица 9-го класса, участница Движения Первых:
- Родители подбадривают, говорят, что я справлюсь, помогают организовать рабочее место. Думаю, школьникам были бы полезны больше открытых разговоров с учителями о своих страхах и ожиданиях, тренинги по управлению временем и стрессом, поддержка со стороны старших товарищей. Нужен фокус не только на оценках, но и на личностном росте, интересные внеурочные занятия. Главное - создать атмосферу, где каждый школьник чувствует себя услышанным и поддержанным.

Виктория Модина, ученица 7-го класса, участница Движения Первых:
- Мне кажется, родители всегда должны быть рядом и поддерживать тебя, любить и ценить, помогать во всем, чем могут. Иногда их слова могут залечить рану от обиды, замотивировать и просто обрадовать. Я бы хотела, чтобы у всех детей родители были понимающими, добрыми, в меру строгими и, самое главное, чтобы они были рядом. Мне приходилось сталкиваться с трудностями, но благодаря моим родителям все получалось!

Ильназ Галимов, ученик 11-го класса, участник Движения Первых:
- Для меня этот учебный год - самый ответственный за всю школьную жизнь. Я одиннадцатиклассник, а это значит, что впереди меня ждет ЕГЭ, выбор вуза и, по сути, первое взрослое решение.

Самое сложное для меня и моих друзей - это непонимание, как справиться с выгоранием. Учебы очень много, и иногда наступает полный упадок сил и мотивации. Родители помогают тем, что стараются меня переключить. Когда видят, что я совсем перегружен, они могут просто вывезти меня на природу на пикник, предложить сходить в кино или даже отправиться в небольшую поездку на выходные. Но самая большая поддержка - это их слова: «Мы в тебя верим!»

Материал подготовлен российским движением детей и молодежи «Движение Первых»

news_right_column_240_400