Ремонт во дворах жилых домов Татарстана давно перестал быть чем-то неизвестным и непривычным. С момента начала программы «Наш двор» прошло уже много времени, жители перестали удивляться строительной технике и скорости работы строителей.
Кажется, что программа, инициированная Президентом республики, развила в людях то самое, давно забытое чувство, что двор – это такой же ваш дом, как, условно говоря, подъезд.
Жители стали ценить дворы и показали готовность созидать в них. В этом материале вместе с архитекторами-градостроителями фонда «Институт развития городов РТ» мы попытались разобраться, как из бесконечных жалоб и споров жителей сделать двор уникальным, почему во дворах появляется песок, а не трава или резиновое покрытие и как дворы снова стали уютными уголками городов.
«Сложно спроектировать двор и учесть все пожелания жителей, но возможно»
Сейчас уже сложно понять, когда люди перестали относится к своему двору, как к части своего дома, кажется, что хорошее отношение к нему осталось где-то во временах наших родителей. Кто в наше время вообще может сказать: “Смотри, какой крутой у нас двор, можно провести время в нем»? По крайней мере, среди моих знакомых таких людей точно нет.
Дворы перестали быть чем-то особенным, люди используют их в качестве парковки, крайне редко задумываясь о том, что там еще и время можно провести и даже в парк не ходить. В сегодняшних реалиях во дворах чаще встречаются распивающие «пивко», нежели прогуливающиеся мамочки с колясками. Исключения составляют разве что дворы в новостройках, да и то не всегда.
Однако исключения из правил бывают и в старых дворах. Кроме программы «Наш двор», которая и так привносит в них что-то новое, попадаются иинициативные жители, которые занимаются благоустройством сами. Такой показательный пример есть на улице 2-ая Даурская во дворе домов № 3,5,7,9,11,13,15.
Местный житель Андрей Черенков высадил целую аллею рябин, предварительно согласовав высадку с управляющей организацией.
«Все рябины я привозил с Выскогорского района. Мне помогали сосед и его супруга, а также мой одноклассник. В этом дворе живет итальянец Тео, я к нему очень уважительно отношусь, и я продлил эту аллею», — рассказал заслуженный работник культуры Татарстана Андрей Черенков.
По его словам, его идея заключалась в том, чтобы сделать из проезда, где жители всегда бросали машины под окнами, пешеходную зону для беременных женщин, маленьких детей и пожилых. Поэтому по программе предусмотрели перекрытие проезда в этой части двора и устройство тротуара для пешеходов, как и просил житель.
«Все, кто имеет дачи и сады, там день и ночь работают. Но я счастливый, у меня нет сада, но я считаю, что если посадить 2 цветка в своем дворе, то жизнь станет от этого прекраснее», — сказал наш собеседник.
Около каждого дома растут ели. Черенков ухаживает за одной из них, как он рассказал, подаренной Минтимером Шаймиевым, потому что «для души это очень полезно».
Однако это не все, чем хорош этот двор. Архитектор-градостроитель Фонда «Институт развития городов РТ» Вероника Ямилова рассказала нам, что внутри дворовой территории все поделено на зоны, здесь есть зона для взрослых детей, площадка для малышей, скамейки и урны. Также от жителей был большой запрос на устройство хозяйственно-бытовых площадок, поэтому здесь появились сушилка и коврочистка. Все это между собой соединяется новыми тротуарами, которых раньше не было. И в тех местах, где протаптывали дорожки жители, были запроектированы и выполнены удобные асфальтированные тротуары.
Вероника отмечает, что люди в этом дворе пока так и не привыкли к тому, что двор – это все-таки не место для парковки, а место, удобное для жителей и безопасное для детей, где бы они гуляли, а родители не волновались.
«Затем, чтобы жители могли безопасно выходить с тротуаров, мы установили столбики, но это наша боль, потому их постоянно вырывают. Управляющая компания и производители ставят их заново. Я думаю, что так будет, пока жители, наконец, не приучатся, что столбик означает, что машину ставить нельзя, потому что дети, да и взрослое население должны спокойно переходить от площадок к дому», — поделился архитектор-градостроитель.
Со временем люди все-таки привыкают к столбикам, отмечает Вероника, и уже перестают вести с ними войну, видимо, осознавая, что безопасность детей все же важнее машины. На одних столбиках проблема не заканчивается, например, где-то есть проблемы с водой — к примеру, плохо развита в Казани ливневая канализация , особенно в старом жилом фонде.
«Поэтому наши подрядчики по дорожным работам выполняют качественную вертикальную планировку и выводят лужи на магистральные улицы либо делают “сухие колодцы», потому что качественное благоустройство не подразумевает лужи во дворах. Если житель видит такую проблему, он обращается на «горячую линию «и сообщает об этом. У нас есть гарантия 4 года на дорожные работы», — сказала архитектор-градостроитель.
В 2021 году работа с жителями была более тесная, нежели в год пандемии, поэтому жители более осведомлены о программе. Если в 2020 году проблемы создавала пандемия и встречи было сложно проводить, то в этом году в каждом дворе уже прошло как минимум 3 встречи, а в некоторых дворах и по 10.
«Сложно спроектировать двор и учесть все пожелания жителей, но возможно. Потому что у всех жителей разные интересы, на встречах у них возникают разногласия, а наша задача отмодерировать встречу так, чтобы они смогли договориться. У нас нет желания никому ничего навязать, на самом деле все решают жители. А мы координируем процесс так, чтобы выявить основные ценности и проблемы дворовых территорий», — добавила Вероника.
«Нужно учитывать, что сроки программы очень сжатые – жители не успевают понять, что у них на схеме нарисовано, как уже заезжает техника. Но это огромный плюс программы, потому что результат благоустройства можно увидеть практически сразу. Во что жители часто не верят на встречах – в то, что к ним кто-то может так быстро прийти и начать преображать их двор», — рассказывает архитектор-градостроитель.
Она подчеркнула, что жители должны понимать, что все обновления в их дворе полностью зависят от них самих и им следует быть активно интегрированными в процесс его преображения.
«Жителям нужно понимать, что летом, во время стройки двор тяжело будет использовать, но зато какой эффектный результат ждет жителей после реализации Программы», — подытожила Ямилова.
«Мы стараемся учесть все пожелания»
При упоминании слова «двор» лично мне представляется что-то небольшое, уютное, максимум для трех домов, наверное, это связано с воспоминаниями из детства, когда, казалось бы, маленький двор был целым огромным миром, за пределы которого совершенно не хотелось выбираться. Он всегда отличался тем, что мог вобрать в себя всех жителей дома.
Показателем такого уюта стал преображенный двор на улице Айвазовского 14, где архитекторы смогли разобраться со старым хламом и давно забытым огородом местных бабушек и вдохнули в столетний двор новую жизнь.
Архитектор-градостроитель фонда «Институт развития городов РТ» Олег Гордиенко говорит, что изначально из-за того, что в и без того маленьком дворе стояла беседка, были заборы и хлам, у людей даже не было возможности пройти.
«Мы поговорили с жителями и пришли к пониманию, что все хотят детскую площадку и тихую зону, чтобы они могли здесь отдохнуть. Отступив от скатной кровли, мы сделали детскую площадку с оборудованием, которое может поместиться во дворе. У нас не было возможности сделать детскую площадку больше, потому что дальше идет склон и там проводить работы небезопасно», — рассказывает Олег.
Двор полностью открыт, здесь нет калитки, и жители соседних домов из частного сектора могут также сюда прийти. Но двор все-таки сделан для одного дома, потому что, если прийти сюда в вечернее время, тут царит уютная, камерная атмосфера только для его жителей.
«На этапе встреч мы предложили жителям детскую зону из-за того, что здесь все было захламлено, и они не понимали, что вообще с этой территорией можно было сделать. Мы сказали им, что можем сделать здесь детскую площадку, потому что тут тупиковая улица, рядом вообще детских площадок нет», — отметил Гордиенко.
В ближайших дворах вместо детских площадок есть только автомобильные парковки, а до находящихся рядом Лядского сада и парка Горького пешком придется идти 35 минут. Местным жителям хотелось бы проводить время в своем дворе.
«После того, как мы озвучили наши предложения, часть жителей сопротивлялась, потому что во дворе они высаживали растения. А ведь детская площадка действительно занимает много места, потому что у оборудования есть зона приземления, там нельзя размещать никакое покрытие кроме ударопоглощающего. В данном случае – это песок, который занимает здесь большую площадь», — добавляет Олег.
По итогам длительных переговоров между жителями и архитекторами пришли к общему знаменателю в виде скамеек, лавочек и сохранили скульптуру Григория Иванченко – друга семьи, одной из семей дома, который в качестве подарка сделал для двора скульптуру.
«В первую очередь дворы удается сделать разными потому ,что там живут разные жители и у каждого из них свое видение и потребности. Потому что взять в пример Набережные Челны, в которых есть полностью идентичные дома, единственное их различие – это рельеф. И тем не менее, каждый двор получился уникальным, потому что кто-то из жителей хочет детскую зону, кто-то тихую», — отметил собеседник.
«Несмотря на то, что сроки сжатые, мы следим за обращениями жителей, встречаемся и обсуждаем с ними проектные решения и максимально учитываем все их пожелания. Нашей задачей в этом дворе было не навредить, как и всегда в рамках программы «Наш двор»», — добавил Олег Гордиенко.
«Всегда будут недовольные, всем не угодишь»: как мусорные контейнеры превратить в парк
Проблема доступа к паркам есть не только на Айвазовского, с тем же самым сталкиваются и жители на улице Фрунзе во дворе дома №15. Мало того, что сам по себе двор достаточно большой, так он еще и близ основной артерии в Кировском районе. В час пик водители нередко объезжали через него автомобильные пробки.
Однако это не все проблемы, с которыми столкнулись здесь архитекторы. Головной болью для них стала огромная мусорная контейнерная площадка, которая была прямо посередине двора.
«Она стояла на сетях. Во-вторых, расположение площадки нарушало требования СанПиН. В рамках программы эту проблему удалось решить, сейчас ее здесь нет. Мы разделили ее на две и разнесли в разные стороны. У жителей были полярные мнения – кому-то она нужна, кому-то нет, но тем не менее нужно учитывать, соответствует ли санитарным нормам», — рассказала архитектор-градостроитель Арина Петрова.
Это решение долго обговаривали с жителями, объясняли им, почему площадка должна быть разделена. Этот вопрос был камнем преткновения.
«Понятно, что есть такие люди, которым что-то не нравится, но мы стараемся учесть настроение людей. Конечно, какие-то точечные решения не всегда удается реализовать, потому что не всегда их можно сделать из-за объективных ограничений: к примеру, нельзя устанавливать детское оборудование и малые архитектурные формы над инженерными сетями. Это лишь одно из-за ограничений, поэтому мы стараемся донести до жителей, что можно сделать, а что запрещено по закону», — отметила Арина.
Двор поделен на основные зоны – детскую, спортивную, а изюминкой стала велодорожка, которая кольцом связывает весь двор. Она непрофессиональная и предназначена исключительно для этого двора, но привлекает большое внимание детей.
Петрова еще раз напомнила, что по программе «Наш двор» проходит несколько этапов обсуждений схем благоустройства, первая – предварительная без оборудования, основные зоны, которые архитекторы размещают во дворе, эту схему они протокольно согласовывают с жителями. После этого проектировщики выходят на итоговую схему, и архитекторы повторно презентуют ее с жителями.
«Между этими схемами может быть еще один этап встреч – схема может жителям не понравится, свой двор они видят по-другому, с учетом их пожеланий мы эту схему пересматриваем и переделываем. На итоговом этапе обсуждений мы выставляем оборудование с учетом согласованных с жителями зон и эту схему презентуем перед тем, как выйти на дорожные работы», — рассказала Арина.
Хочется отметить, что в этом квартале нет парка, поэтому комфортные дворы важны для этой территории. Кроме того Петрова объяснила, почему во всех дворах используют песок. «Этот материал используют из-за его безопасности для детей, и как говорят сами архитекторы: «Лучше отмыть и почистить от грязи, чем потом соскребать с резинки чью-то голову». Песок универсален: с ним любят играть дети, а еще этот материал можно сразу восстановить, любые другие покрытия требуют больших усилий, других покрытий не так много, и плюс ко всему они дорогие», — поделилась Арина.
Она же и подвела итог нашей прогулки по дворам, которые смогли стать чем-то уникальным исключительно благодаря программе «Наш двор», потому что есть стойкое ощущение, что сами жители никогда бы не решились на такие изменения.
«Масштаб программы в Татарстане – беспрецедентный: за год получается реализовать более тысячи объектов, это огромный объем. За короткий строительный сезон нужно успеть благоустроить больше 1000 дворов, поэтому подготовительные работы с проектирование схем, согласование с жителями логичнее начинать уже сейчас. Предварительная работа идет с начала года и только так удается выйти на результат», — сказала архитектор-градостроитель.