О том, куда ведут кротовые норы, почему подрастающее поколение читает больше своих родителей, чем полезны компьютерные игры и как высчитать время начала ливня, можно было узнать на специальном просветительском мероприятии, организованном одним из старейших вузов России. Пополнить свой багаж знаний можно будет только через год.
Вечером 8 ноября во втором корпусе Казанского федерального университета состоялась XVIII серия научно-популярного проекта «PROНаука в КФУ». В этом году она приурочена к 220-летию Казанского университета. Задача проекта - просвещение населения, с которой он вполне успешно справляется.
Просветительскую серию в этот раз назвали «Лекции и сказки». И направлена она была в первую очередь на самых юных участников, хотя интересной оказалась и для взрослых. Ведь сложные научные истины легче воспринимаются в сказочном формате.
Хотя, как успел подметить лично посетивший ряд лекций корреспондент «КВ», дети сейчас продвинутые. Они разбираются в различных науках даже больше, чем в сказках. К примеру, мальчик лет 10 - 12 весьма удачно дополнял лекцию заведующего кафедрой геометрии института математики и механики имени Н.И.Лобачевского Аркадия Попова «Полет через кротовую нору». Он прекрасно знал основные принципы геометрии, а возможно, и науки в целом, заложенные еще Евклидом. Школьник отлично разбирался в том, что из себя представляет черная дыра. Попов, более 30 лет занимающийся как геометрией, так и проблемами так называемых кротовых нор в пространстве, нашел его весьма интересным собеседником.
Хедлайнером мероприятия стал ученый-изобретатель, лектор российского общества «Знание» Алексей Иванченко. В большом холле на первом этаже он показал свое научное шоу «Мир глазами популяризатора: физика в повседневной жизни». Шоу вызвало аншлаг - вся площадка была заполнена детьми и их родителями, жаждущими знаний и зрелищ. Иванченко их не разочаровал.
Впрочем, до этого момента тоже была насыщенная и интересная программа. Ее целиком и полностью взяли на себя лекторы-преподаватели из КФУ.
Доцент кафедры романо-германской филологии института филологии и межкультурной коммуникации КФУ Игорь Гурьянов уже в названии своей лекции обозначил некий парадокс: «Почему современные дети читают больше, чем родители?» Ведь многие считают, что нынешних школьников никак не усадишь за книжку, их внимание поглощено гаджетами. Секрет на самом деле в том, что читают нынешние дети и в какой форме. Гурьянов говорит, современные дети действительно много читают, но сами форматы текстов сильно видоизменились. Они стали более разнообразны и переплетены между собой. Яркие примеры - фанфики и спин-оффы популярных художественных произведений. Современный мир представляется гипертекстом без четких начала и конца, перетекающий из одного произведения в другое. Поэтому нынешнее поколение школьников читает больше - им надо преодолеть все эти размытые границы, чтобы дойти до логического конца. Кроме того, и восприятие текстов сегодня сильно трансформировалось.
Впрочем, наряду с модной литературой и инфлюенсерами подрастающее поколение читает и классику. По крайней мере ту, которую задают на уроках литературы. Гурьянов считает, что преподавание классических произведений в школе вполне оправданно. Ведь классическая литература требует перечитывания по нескольку раз в жизни, чтобы в каждом возрасте открывалось что-то новое. Но с другой стороны, преподаватель отметил важность подачи классики в школе. Это обязательно должно быть увлекательно, небанально, ярко. Только в таких условиях может развиться привычка к чтению. Иначе дело погубят множество отвлекающих соблазнов и фрагментарность восприятия информации.
И вместе с тем желательно, чтобы ребенок ощутил разницу между мыслями авторов. Например, у Достоевского и Толстого разные глубины психологического анализа и эмоциональной работы. Классика - это художественная точка зрения на психологию и отчасти предвосхищение научных открытий. Недаром многие философы, психологи, ученые увлекались Достоевским.
Директор института искусственного интеллекта, робототехники и системной инженерии КФУ Дмитрий Чикрин настаивает на том, что компьютерные игры полезны для молодежи и не только. Только надо знать, в каком возрасте и во что играть. Ну и тайминг стоит ограничить. По его мнению, эту проблему часто поднимают возрастные учителя (50+) и на самом деле она надуманна.
Чикрин привел в пример самого себя: он - заведующий кафедрой, доктор технических наук, профессор… и вместе с тем прогеймер с 33-летним стажем. До сих пор играет по 20 часов в неделю. Есть и более известные личности среди геймеров: Илон Маск, Барак Обама, актер Генри Кавилл. Никому из них ни в жизни, ни в карьере игры не помешали.
Современные компьютерные игры - отдельный пласт культуры, такой же, как, например, фильмы и музыка, считает Чикрин. А что до вреда… так в 19-м веке шахматы и чтение считались вредными для детей. По словам профессора, интенсивное увлечение такими играми положительно сказывается на когнитивных способностях - скорости реакции, умении сосредотачиваться. Психоэмоциональные реакции и моторика у возрастного геймера обычно на уровне человека, на 10 лет младше. Разумеется, играя, человек погружается в социальное взаимодействие, и это развивает его коммуникативные навыки. Помимо этого, некоторые игры задают основы стратегического и критического мышления. То есть учат мыслить научно. А командные игры учат азам менеджмента.
Профессор отказался рекомендовать что-то конкретное. Ведь на сегодня существует более 20 только жанров компьютерных игр. В его лекции упомянуто более 100 известных игр.
Впрочем, существуют и так называемые тайм-киллеры. Они не развивают, а только забирают время ребенка. Конкретный пример - популярный у подрастающего поколения Minecraft. Для детей младше 10 - 11 лет это нормальная развивающая игра, как обычные кубики, а для детей постарше - настоящий пожиратель времени.
Чикрин отметил, что детям (да и взрослым) не рекомендуется играть больше 20 часов в неделю. При этом распределение этого времени не имеет большого значения: можно делать и две сессии по 10 часов. Главное, чтобы не мешало учебе.
Доцент кафедры метеорологии, климатологии и экологии атмосферы института экологии, биотехнологии и природопользования КФУ Тимур Аухадеев разработал и использовал новый формат лекции - рассмотрение вопросов климата через призму мультфильмов. При разборе показанных фрагментов можно рассказать о разных научных аспектах изучения погоды. Например, о чем говорят барашки из волн в «Сказке о царе Салтане». На основе мультфильмов можно целые расследования проводить. К примеру, анализ метеообстановки по шкале Бофорта. При этом такие изыскания можно проводить, начиная с возраста 7+.
В лекции Аухадеева были и лайфхаки. Можно определить расстояние до грозового разряда по времени между вспышкой молнии и раскатами грома. Эти секунды надо умножить на 330. А зная расстояние и примерную скорость туч (порядка 30 км/час), легко подсчитать, когда дождик польет у вас над головой.
В общем, век живи - век учись. И процесс познания нового становится совсем не сложным, когда проходит в таком увлекательном формате.