«Не утверждаю, что семь детишек - это наш предел!»

В семье Петрущенковых воспитывают семь детей от неполных двух лет до 14 - красавицу-дочку и шестерых любознательных и непоседливых сыночков. Только семья эта необычная, ведь ее глава - священнослужитель, а значит, его супруга - матушка.

news_top_970_100
Автор фото: Назиля Фахрутдинова

«Я из семьи атеистов»

Иерей Ярослав Петрущенков - настоятель Свято-Троицкого храма села Кощаково Пестречинского района РТ, руководитель епархиального отдела по вопросам семьи, защите отцовства, материнства и детства Казанской епархии, благочинный Пестречинского церковного округа. На встречу в село Кощаково, где вот уже 15 лет живут наши герои, мы приехали чуть раньше оговоренного часа. Прогулявшись, удивились непривычной для нас, горожан, тишине и просторам. Небольшие по современным меркам дома, дорога без машин, неподалеку - густой зимний лес. С ледяной горки на картонках скатываются детишки. 

Вышедший встречать нас иерей Ярослав предложил сначала зайти в храм. Он зажег свечи с молитвой. В украшенной к Рождеству Христову церкви сразу стало светло и уютно. Приход основан в 1751 году, в начале прошлого века здесь начали возводить каменную церковь, но революционная буря остановила стройку, а деревянный храм был разрушен. В 90-е годы прошлого века построена нынешняя церковь.

- Я из семьи атеистов, - начал батюшка. - Рос очень болезненным. Когда мне было шесть лет, во время очередной болезни испытал нечто необычное - похоже, пережил клиническую смерть. Моя душа словно вышла из тела, и будто мне показали ад. Я увидел кипящую смолу, черное небо, а затем услышал фразу, как сейчас понимаю, на церковнославянском языке, которого ранее никогда не слышал, тем не менее понял ее смысл: «Сюда попадают души нераскаявшихся грешников, тебя вернут, постарайся сюда не попасть». Затем я пришел в себя и пересказал услышанное, чем удивил своих родных, которые в панике метались около меня. Это событие перевернуло жизнь моей семьи, и родители стали искать ответ на вопрос, в чем смысл жизни. Обратились к религии. В конечном итоге православие нашло отклик в наших душах. 

После школы я пошел учиться в Казанскую духовную семинарию. В начале 90-х годов отец успешно занимался бизнесом, но, соприкоснувшись с православием, стал священником и служит уже почти 30 лет. Правящий архиерей благословил его возрождать духовную жизнь в Кощаково, и когда в 1995 году храм был воссоздан, отец стал его первым настоятелем. Исполнив это послушание, он стал заниматься возвращением многих других храмов Казани и ее окраин, а также был первым настоятелем прихода святого Серафима Саровского в Казани. При нем были построены храм в честь иконы Божией Матери «Умиление» и корпус воскресной школы. Сейчас отец служит в храме Успения Божией Матери в селе Богородском Пестречинского района. Кстати, там мы впервые встретились с моей будущей супругой Ксенией, которая приехала в паломничество.

«Где ты была так долго?»

Матушка Ксения под стать супругу - высокая, красивая, умиротворенная. Она помогает батюшке во всех его делах, а также руководит воскресной школой при храме, занимается социальной работой. Родилась Ксения в Набережных Челнах, с шести лет стала ходить с мамой в храм. Окончив школу, уехала в Казань, поступила в КАИ. После третьего курса отправилась в паломническую поездку в Дивеево. Среди паломников были родители и сестренка ее будущего супруга, о котором она еще ничего не знала.

- В Дивеево после литургии осталась в храме на уборку, а когда вышла, увидела маму Ярослава, которая в тот момент молилась о том, чтобы ее сыну встретилась хорошая девушка, - вспоминает матушка Ксения. - Я остановилась неподалеку, и в этот момент между нами сели два белых голубя. «Смотри, голуби!» - воскликнула мама Ярослава, оказывается, она увидела в этом хороший знак. Потом мама Ярослава попросила организатора поездки привезти меня в храм Успения Божией Матери в Богородском. Я очень хотела там побывать, и мне это удалось. 
Когда семинаристу Ярославу показали Ксению на общей фотографии из Дивеево, он сказал, что это не его человек. В тот момент у него была напряженная учеба, к тому же после несчастной любви он задумывался о монашестве. 

- Через месяц мы с моей знакомой решили совершить паломничество в Санкт-Петербург, - продолжает матушка. - Я давно хотела побывать в городе своей небесной покровительницы блаженной Ксении Петербургской. Приютила нас дочь маминой подруги. В один из вечеров зашла речь о замужестве, православных браках, и мне предложили поискать вторую половинку на православном сайте знакомств. Открыла его, и на глаза сразу попалась анкета семинариста Ярослава! Подруги убедили ему написать, только ответа я не получила. 

Семинарист же, оставив анкету, про этот сайт попросту забыл. Но спустя время Ярослав и Ксения, независимо друг от друга, стали молиться о даровании второй половинки. И вот через год Ксения снова оказалась с паломниками в Богородском. Девушка училась на пятом курсе в университете и переживала за свою дальнейшую судьбу: куда дальше двигаться? Вариантов было немного, и ничего не ложилось на сердце. В Успенском храме она стала молиться перед Казанским образом Божией Матери, просила указать ей путь. В этот момент ей захотелось обернуться. А там, позади, - тот самый Ярослав… Он же, посмотрев на нее, подумал: «Так вот же она! Где ты была так долго?» 

Ярослав посмотрел на девушку другими глазами, захотел с ней познакомиться поближе. Он провел для гостей экскурсию, рассказал историю храма, напоил чаем. Следующая их встреча произошла случайно через три недели на празднике в одном из казанских монастырей. Будущие супруги обменялись телефонами, и через неделю Ярослав сделал предложение Ксении.

- В мае наше обучение подходило к концу, мы готовились к защите дипломов. Владыка вызвал меня и спросил: «Ты помнишь, где Кощаково находится?» Отвечаю: «Да, а что?» Владыка продолжил: «А невеста у тебя есть? Скажи ей, что у вас через две недели свадьба, а через три недели ты едешь в Кощаково, там приход надо спасать». Звоню своей невесте: «Ксюш, ты сидишь? У нас через две недели свадьба». И вот после свадьбы мы поехали не в свадебное путешествие, а в Кощаково.

У каждого свои обязанности

Старшая дочь, четырнадцатилетняя Анна, - серьезная и скромная, в свободное от учебы время помогает маме по хозяйству, присматривает за младшими. Десятилетний Федя хочет быть священником. Ему нравится жить в селе - здесь можно гулять сколько хочешь и кататься с горки! А вот восьмилетний Даня мечтает стать спасателем. Тринадцатилетний Александр увлекается физикой, геометрией и математикой, планирует идти в инженеры. Шестилетний Тихон тоже хочет быть священником, как папа. А самый младший Лука (скоро ему будет два годика) не сходил с рук мамы и угощал нас, гостей, конфетами. Дети посещают музыкальную и воскресную школы. У каждого есть свои обязанности, все стараются помогать семье.

- В чем секрет семейного счастья? - рассуждает батюшка. - Со временем уходит молодость, красота, здоровье, поэтому важно строить семью с человеком, с которым вы придерживаетесь одинаковых взглядов. Мы изначально понимали, что хотим традиционную патриархальную православную семью. Прошлый век прошелся ураганом по нашей стране, не исключением стали и семьи наших родителей. Они уже выросли в отрыве от традиций своих предков, в том числе семейных. Мои родители, придя к вере, решили сознательно двигаться к построению традиционной патриархальной семьи, но им это давалось непросто, ведь они воспитывались в обычных советских послевоенных семьях. Поэтому строительство нашей семьи началось с учетом их опыта, но фактически с чистого листа. Мы учились у других православных патриархальных семей, сохранивших свою культуру. Еще нужно понимать, что любовь - это не то, что рождается само по себе, а осознанный выбор, чтобы сохранять ее, надо трудиться. 

Батюшка поделился, что детей они воспитывают строго и одновременно в любви. Дедушек и бабушек рядом нет, приходится полагаться на свои силы. 

- Женщина в браке должна уступать, не нужно быть принципиальной, жесткой, - говорит матушка Ксения. - Следует учиться договариваться, не замалчивать проблемы, а обсуждать их, решать в диалоге. Некоторые супруги хотят воспитывать несколько детей, но не всегда это получается. Возможно, много детей - это не для всех, у каждого человека и семьи свой путь. В этом вопросе нужно довериться Богу.

- Родители Пресвятой Богородицы, праведные Иоаким и Анна, только в конце своей жизни стали родителями, - добавил батюшка. - У них был особый путь от Бога. А Дмитрий Иванович Менделеев был семнадцатым ребенком в семье. Если бы его родители остановились на шестнадцатом ребенке, у нас не было бы Периодической таблицы химических элементов. Тут важно понимать свой путь и идти по нему, не отказываться от детей, но и не унывать, если их нет. Мы с матушкой не из многодетных семей, у нее - брат, у меня - сестра. Ксения хотела троих детей, а я пятерых. Не утверждаю, что семь детишек - это наш предел!

news_right_column_240_400