Начну издалека. На телеэкране во время первой в этом сезоне гонки автомобилей класса «Формула-1» в паузах навязчиво звучал риторический вопрос рекламного дяди: «Когда начинается износ двигателя?» Далее следовало гадание: «Через сто тысяч километров? Через двести?» Из резюме следовало, что с моторным маслом от этого дяди износ не начнется даже через триста тысяч... Свежо предание... Любой специалист по двигателям внутреннего сгорания вам скажет, что износ мотора начинается сразу с началом эксплуатации. Разумеется, в период обкатки этот износ даже полезен: пары трения, простите за тавтологию, притираются и мотор выходит на максимальные показатели. А вот потом медленно, но неуклонно идет процесс вредного износа.
Главным средством против этого «ползучего» врага была и остается смазка. Попросту говоря, моторное масло. Авторитетные и надежные изготовители этого продукта нефтехимии прилагают максимум усилий, чтобы даже недорогое минеральное масло под их лейблом работало на свои деньги. То есть сводило износ мотора к минимуму в течение всего срока, рассчитанного инженерами. Не случайно многие автопроизводители рекомендуют для своих моторов строго определенные сорта масел. Но речь сейчас не об этом. До сих пор не перевелись желающие улучшить и без того хорошее. Да, речь идет о так называемых реметаллизантах и прочих «борцах с трением». Дабы не делать им дополнительную рекламу, пусть и косвенную, называть марки и бренды не стану. Подробная информация о них то и дело появляется в специализированных автомобильных изданиях, но почему-то только на правах рекламы. Я давно и пристально слежу за автомобильной периодикой, но мне не попалась ни одна серьезная подкрепленная научно обоснованными экспериментальными данными публикация, из которой бы следовало, что всевозможные реметаллизанты и антифрикционные добавки снижают износ двигателей внутреннего сгорания хотя бы на 20 - 30%. Почему не на 10%? Любой научный сотрудник вам скажет, что 10% - это допустимая погрешность измерений.
Конечно, огульно отрицать положительный эффект от применения добавок в моторное масло я не стану. Сам, кстати, пользовался одним отечественным средством, когда пробег моей «ласточки» перевалил за 60 тысяч. Но это было скорее психотерапевтическое средство для меня самого. Ведь поставить контрольный опыт я не мог. Одно могу утверждать без колебаний: хуже не стало!
Кстати, я был бы весьма признателен специалистам Казанского государственного технического университета, если бы они провели ресурсные испытания хотя бы одной такой добавки в строгих лабораторных условиях... А пока могу порекомендовать вам, во-первых, вовремя менять масло в моторе (как это делать правильно, расскажу отдельно), не забывая при этом менять масляный фильтр; масло выбирать, исходя не из цвета этикетки, а информации, нанесенной на нее, причем не сорить деньгами, заливая в даже новый «ижик» синтетическое масло. Скорее сальники потекут, чем случится чудо и мотор образца шестидесятых годов прошлого века пройдет без износа триста тысяч километров.
Дядя ВАСЯ.