Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" так и не принят. Как формировать межбюджетные отношения на уровне поселков и сельских управ - неясно.
Один из авторов законопроекта - Дмитрий Козак, поговаривает о том, чтобы осенью вновь провести повторное чтение документа, а окончательное принятие можно, мол, отложить и на год. Все большее недовольство проявляют и руководители регионов - законопроект отнимает у них много финансовых полномочий. В этих условиях ощутимее всего страдают мелкие управы и сельские поселения - в обстановке законодательной неразберихи нет никаких возможностей сформировать полноценные, а главное, ясные бюджеты органов МСУ.
Нельзя сказать, что в республике ничего не делается - ряд районных руководителей (например, чистопольцы) выступил с инициативой внесения изменений в татарстанский Закон "О местном самоуправлении", о создании республиканской ассоциации муниципальных образований. Но увы, пока на федеральном уровне четко, с точностью до буквы и цифры, не расписано, какие налоги и в каком количестве должны поступать в бюджеты поселков и управ, казна на местах в каждом районе по-прежнему будет формироваться по-своему - где-то деньги вплоть до копейки будут выплачиваться сверху, а где-то "эмсэушники" будут выбивать свои расходы сами. В меру собственной "зубастости". Не помогут и тематические лекции вроде состоявшегося недавно республиканского цикла "Организационно-правовые вопросы деятельности органов местного самоуправления".
Самое печальное, что даже в окрестностях Казани дела везде обстоят по-разному. Скажем, в Столбищах или в Зеленодольском районе большинство местных управ существует за счет собственных налогов - на землю, на имущество физических лиц, с продаж, на доходы и на землю предприятий и организаций. В самой столице Татарстана картина по большой части иная: все средства, вплоть до расходов на писчую бумагу, выделяются МСУ из районных бюджетов - на сколько расщедрится глава, столько и даст.
Не будем спорить: кое-где районные власти стали заботиться о благоустройстве поселков. В Отарах, например, тянут нитку столь необходимого местным жителям водопровода, в Левченко ведут благоустройство территории, оставляют в управе платежи на реформу ЖКХ, организуют службу семейных врачей. Но все это, так сказать, от щедрости и расположения духа вышестоящих структур. Сами себя управы прокормить не в состоянии. Хотя, наверное, могли бы - в тех же Отарах и Победилово несколько крупных предприятий стройиндустрии (один американо-российский завод "Коламбия" чего стоит). Налоги с доходов и на землю с него и нескольких других родственных АО вполне могли бы покрыть большую часть потребностей поселковой казны.
Впрочем, о подобном либеральном режиме формирования местных бюджетов остается мечтать даже в относительно благополучном Зеленодольском районе. Там управы ежегодно подают в район бюджетные заявки, но окончательному утверждению расходов предшествуют бесконечные согласования со всеми бюджетными учреждениями, вердикт выносится на сессии районного Совета.
Если учесть, что управы должны планировать свои расходы по так называемым минимальным стандартам (это постановления и распоряжения Кабмина РТ аж от 1996 - 97 годов, где учтено все, вплоть до карандашей и ручек), нищета большинства приказанских органов МСУ становится понятной. Ведь даже там, где хотя бы часть налогов (на землю, с продаж, от местных производителей) должна поступать самоуправленцам, собирать их органам МСУ не разрешают. Все идет через казначейство и районные бюджеты, и уж попадет ли оттуда толика в самоуправления - Аллаху известно.
Ничего не платят местным бюджетам и филиалы расположенных на территории управ предприятий - если головная организация зарегистрирована в другом месте. Одно утешает: с 2004 года все бюджетные структуры и сельхозкооперативы будут платить земельный налог непосредственно органам МСУ. Казна управ пополнится хотя бы чуть-чуть. Но в целом без скорейшего принятия закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" МСУ долго еще придется влачить жалкое существование, уповая лишь на милость районных и городских чиновников.
Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ.