Что могут конфликтологи
- Евгения Валерьевна, о вашей профессии многим ничего не известно...
- Конфликтология - новая комплексная междисциплинарная наука. Ученый, специализирующийся на ней, должен быть и исследователем, и аналитиком и при этом хорошо разбираться в социально-политических процессах внутри государства.
Одновременно конфликтолог должен помнить об ответственности, которую несет: своими словами он не имеет права нанести социальный урон. Каждое его слово, каждая буква должны быть подтверждены исследованиями.
Конфликтология рассматривает все сферы человеческой деятельности, подверженные риску возникновения конфликта, а их очень много. Говоря простым языком, эта наука необходима людям для того, чтобы они могли избегать ситуаций, в которых теряли бы время, нервы и средства. Либо избежать конфликта, либо пройти его насквозь, без лишних потерь.
- Значит, главная задача конфликтолога - предотвратить конфликт?
- Предотвращение конфликта - лучший способ его разрешения. Но это достаточно сложно, потому как к услугам конфликтолога зачастую прибегают уже постфактум, когда конфликт случился. В наши дни уже существует ряд служб, занимающихся досудебным урегулированием конфликтов. Нередко люди не могут разрешить свой конфликт самостоятельно, но не хотят обращаться в суд. В семье в таких случаях обращаются к родителям. Но если и они не могут помочь разрешить ситуацию, то следует обратиться к услугам профессионалов. В российском пространстве только начинают узнавать о медиации, а это очень эффективная технология альтернативного урегулирования споров.
- В каких областях применяется медиация?
- Медиаторы успешно применяют свои навыки в самых разных областях. Например, школьные базовые психологи все чаще стремятся выйти на уровень медиации, обращаются к специалистам, получают дополнительную квалификацию.
Обучаются медиации, и медики - руководители отделений и главные врачи, и учителя, и даже родители. Нередко приходилось слышать от людей, прошедших обучение по данным направлениям, слова о том, что, имея эти знания в прошлом, они могли бы совершенно иначе выйти из ситуаций, в которых понесли серьезный урон, не дать конфликту разрастись.
- Но ведь конфликт - это естественная часть взаимодействия людей...
- Конечно, и следует понимать, что конфликт может нести и конструктивную функцию. Например, человек, единожды переживший неудачный брак, в будущем, исходя из выводов, сделанных в прошлом конфликте, выработает для себя набор правил, которых будет придерживаться в будущем, чтобы избежать ошибок прошлого.
- Возьмем типичную ситуацию - родители узнают о том, что их ребенок курит. Как в ней поступит конфликтолог?
- Главное в любой конфликтной ситуации - разобраться в ее причине. Ребенок зачастую не сумеет ее сформулировать, но вы как взрослый можете и обязаны это сделать. Пока не станет понятной причина курения, ребенок не бросит. Не нужно при этом мыслить стереотипами, каждый случай индивидуален. Приведу пример из недавней практики. Родители поймали дочь за курением. Жесткая беседа по этому поводу помогла только на короткий срок, после чего девочка снова закурила.
Когда мы стали выяснять причины, то их оказалось несколько. Первая - сложности в отношениях с молодым человеком, который также курит. Вторая - школьное окружение, в котором девочка стремилась продемонстрировать свою взрослость, дескать, у меня есть отношения и я курю.
В первом сегменте мама девочки помогла утрясти отношения с молодым человеком. В результате она по собственной инициативе разорвала с ним. Во втором сегменте работа чисто психологическая - разобраться в желании быть взрослым: хочешь ли ты казаться взрослой или быть ей? Как видите, специалист может помочь препарировать конфликт и решить его.
Работа против быта
- Какая она, по-вашему, женщина-ученый?
- Не вижу особых различий между учеными мужчинами и женщинами. Ученый в России - это обычно еще и преподаватель. Современные студенты радуют меня с каждым годом все больше. В их глазах блеск любопытства, у них пытливый ум.
Очевидно, что преподаватель должен соответствовать их запросам, а для этого необходимо постоянное образование и саморазвитие. В свое время я окончила магистратуру по направлению «Химическая технология» не в последнюю очередь для того, чтобы лучше понять менталитет студентов-технарей.
Что касается личной и семейной жизни, то, конечно, семье достается меньше внимания, чем хотелось бы. Ученый и преподаватель не может забывать о своей работе вне рабочего времени. Дома он тоже продолжает заниматься ею. Рядом с кухонной плитой у меня дома на столе всегда стоит ноутбук. Поэтому приготовление ужина у меня обычно совмещается с написанием какой-нибудь статьи.
- Насколько успешно вам удается совмещать эти две ипостаси?
- Учитывая, что скоро исполнится 18 лет, как мы с мужем в браке, то думаю, удается. Вообще, в нашей семье взаимопонимание строится на общности интересов - все мы творческие люди. Муж - профессиональный музыкант, виолончелист, играет в Государственном симфоническом оркестре РТ с 1991 года. Дочь также пошла по его стопам, играет на скрипке - учится в школе при консерватории РТ. В свои 16 лет она уже лауреат региональных и международных конкурсов. Когда-то музыка была и моим хобби - солировала в ВИА.
- Не возникало ли с мужем споров о будущей профессии дочери? Не хотели бы, чтобы она пошла по вашему пути?
- Свой выбор она сделала в том возрасте, когда об общественных науках как о профессиональной стезе еще не задумываются, - в 4 года. С тех пор дочь целенаправленно и профессионально занимается музыкой. Для общего развития музыкой заниматься сложно, ею либо занимаются всерьез, либо не занимаются вовсе.
- Помогают ли профессиональные навыки конфликтолога в семейной жизни?
- Безусловно, у нас же дочь-подросток, а это всегда определенные сложности в отношениях. Некоторые ситуации в общении с ней удалось разрешить благодаря именно профессиональным навыкам. Очень тяжело было пережить период внезапного взросления ребенка - 14 - 15 лет. Но главное - достигнуть состояния, когда ребенок станет тебя слушать и слышать. Мой совет родителям - говорите с ребенком. Как можно больше, о чем угодно. Ребенок до определенного возраста испытывает острую потребность рассказывать обо всем, что с ним происходит. Говорите с ребенком при каждом удобном случае, и тогда он сам первый расскажет о любой своей проблеме.
- Правда, что у вас невероятное количество увлечений?
- Есть такое. Как я уже говорила, в прошлом немного занималась музыкой, еще занимаюсь живописью, пишу стихи. С юности люблю ездить на мотоцикле, ну и немного стреляю из мелкокалиберного оружия.
- Весьма мужские занятия... Не мешают ли они в общении с дочерью?
- Наоборот, я не одна такая «исключительная»! Любовь к мотоциклу во многом даже помогает найти общий язык с дочерью, стрельба - с мужем. Слышали бы вы, с какой гордостью дочь рассказывала о том, что ее мама получила права на управление мототехникой. Я считаю, что вполне успешно совмещаю роли матери и мотоциклиста. Очень люблю скорость, но во время езды необходимо помнить о риске, стараться уклоняться от состояния скоростной эйфории. Просто не позволяю себе этого. О том, что в первую очередь я мама, дочь, жена и любимый человек и только во вторую - художник, поэт и мотолюбитель, помню всегда.