Генеральному директору Центра развития народных художественных промыслов и ремесел, председателю правления Палаты ремесел РТ Нури МУСТАФАЕВУ вручили диплом и приз этого престижного конкурса, а искусство лучших мастеров Татарстана было представлено в кругу членов королевской семьи Испании и дипломатических персон.
Представляем гостя
Нури Мустафаев имеет консерваторское образование по классу скрипки. До сих пор играет на ней и может сам починить. Был командиром студенческого отряда по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В 1996 - 2003 годах – заместитель министра экономики и промышленности РТ, гендиректор Департамента по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства.
Как восстановить связь времен?
- Это замечательно, что наши традиционные народные промыслы вызывают такой интерес во всем мире. Но, к сожалению, классных мастеров у нас мало. В нашей Палате ремесел зарегистрировано всего 98 мастеров, хотя мы объединяем свыше 300 человек. Дело в том, что мастера не ощущают серьезной государственной поддержки и потихоньку уходят из этой сферы, ищут другую работу, которая поможет прокормить их и их семьи. Мы теряем мастеров - это самая большая проблема. Ведь мастерство творца народных художественных промыслов может передаваться только от поколения к поколению. И никак по-другому. Эта цепочка, эта связь времен и поколений порвалась.
- А восстановить ее можно?
- На сегодняшний день некоторые промыслы умерли. Например, в Рыбной Слободе была прекрасная ювелирная производственная ремесленная мастерская, в Чебаксе работала артель, мастера которой в совершенстве владели искусством ковки… Сейчас появились ребята, работающие с металлом. Но в основном это не мастера, а железоделатели. Они просто берут металл и начинают его крутить витиевато. Здесь никакого мастерства не надо. Достаточно поставить 2 - 3 станка и крутить. Да, путем штамповки и сварки получатся изумительная мебель, решетки. Но это не ковка. Мы многое потеряли, но то, что еще осталось, надо сохранить. Вот наша основная задача.
Школа ремесел
- Сейчас появляются объявления, где различные фирмы приглашают всех желающих за приличные деньги обучаться народным ремеслам. Стоит ли доверять таким объявлениям?
- Да, таких объявлений много. Эти предприимчивые люди обращаются к нам, в Палату ремесел, просят телефон того или иного мастера. Говорят, что хотят сделать ему заказ. А на самом деле предлагают провести курс уроков за соответствующее вознаграждение. Конечно, в этом нет ничего плохого, но они накручивают огромные наценки на эти уроки. И вот Палата ремесел приняла решение открыть в Казани свою школу ремесел. Работать она будет на базе училища №40. Там по абсолютно доступным ценам все желающие – и дети, и взрослые - смогут постигать азы традиционных народных промыслов и ремесел. Преподавать в школе будут наши лучшие мастера.
Француженки и тюбетейки
- Нури Амдиевич, каким в идеале должно быть отношение властей к народным промыслам?
- Все это четко прописано в Законе «О народных художественных промыслах РТ», который мы разработали и приняли в 2005 году. Хочу сказать, что нам важна финансовая поддержка не мастеров, а выставочной и программной деятельности Палаты ремесел. Нам нужен всего 1 миллион рублей в год на поддержку выставочной деятельности и пропаганду наших промыслов. В остальном мы вышли на самоокупаемость. Вариться в собственном соку бессмысленно. Чтобы не терять ориентацию в ценностях, надо ездить, других смотреть и себя показывать. К тому же нам действительно есть что показать и есть чем гордиться…
- Не случайно же мастера из Татарстана становятся фаворитами каждой международной выставки, где они принимают участие…
- Да, впервые мы выехали в 2002 году во Францию, в город Дижон. Татарстан выступил достойной альтернативой российским промыслам. За рубежом привыкли, что Россия – это матрешки, балалайки, самовары, Палех, Жостово, Хохлома. А мы показали совсем другое, неизвестное для Европы – великолепную кожаную обувь, ювелирные изделия, золотое шитье… В Дижоне искусство наших мастеров было оценено по достоинству. Французы стали носить тюбетейки, а многие модницы надели шикарные татарские сапожки.
В следующий раз мы побывали во Франции через несколько лет, в 2008 году. Министр культуры РТ Зиля Рахимьяновна Валеева лично помогла нам выехать на престижную международную выставку в Париж.
Далее был Лиссабон. Нас пригласили на международный фестиваль Hade Made, в котором участвовали 98 стран. Один салон, размером с нашу площадь Свободы, был полностью посвящен Африке, другой – Латинской Америке, третий - Индокитаю. Россия представляла свою экспозицию в составе Европы, ну и мы - на 20 квадратных метрах… Но тем не менее на нас обратили внимание. Одна работа нашего резчика по дереву Александра Гаврилова сразу ушла в швейцарский музей.
Сказка - быль
- Грандиозный и красивый проект «Город мастеров» тоже будет сотворен руками татарстанских мастеров?
- Этот проект был разработан Палатой ремесел РТ совместно с Министерством по делам молодежи, спорту и туризму РТ. Министр Марат Бариев оказывал нам поддержку, прекрасно понимая, что «Город мастеров» станет местом туристического паломничества.
«Город мастеров» строить будут только наши мастера. Если этот проект реализуется, то он станет нашим татарстанским Диснейлендом, местом семейного отдыха горожан. На территории в 6 гектаров расположатся парк, постоянная выставка-ярмарка изделий народных промыслов, мастерские, школа традиционных национальных ремесел, фольклорный театр, ресторан национальной кухни (безалкогольный!), большой бассейн, который зимой будет катком, конюшня... Этот парк непременно станет местом паломничества туристов, где они смогут знакомиться с культурой, фольклором не только татарского, но и других народов, проживающих в нашей республике.
Аналогов «Городу мастеров» в России нет. Ко мне уже обращались из нескольких регионов с заманчивыми предложениями реализовать этот проект у них. Там готовы приступить к строительству хоть сегодня. Но я говорю им «нет». Я хочу, чтобы «Город мастеров» открылся именно в Казани.
- Интересно, какова стоимость проекта?
- Первоначальная стоимость – 260 миллионов рублей, что совсем немного. «Город мастеров» быстро окупится. Сейчас формируется фонд по его строительству, и все инвесторы, которые решат вложить в этот проект свои средства, смогут не только вернуть вложенные деньги, но и получить прибыль. К тому же это примерно 2 тысячи новых рабочих мест для казанцев. Надеюсь, мы все-таки решим проблему финансирования «Города мастеров», и там наши мастера получат возможность для развития своих ремесел.
Но это не единственный объект, где можно проявить свои таланты. Сейчас разрабатывается серьезная программа возрождения Свияжского и Булгарского музеев-заповедников. Хотелось бы, чтобы и в этом деле участвовали не приезжие откуда-то специалисты, а наши мастера. Властям не надо забывать, что у нас есть свои замечательные специалисты.
- Еще один проект - Дворец традиционной культуры…
- По идее этот дворец должен стать настоящей сокровищницей. На первых двух этажах будут представлены самые лучшие образцы всех народных промыслов Татарстана, а на остальных шести - залы с воссозданными интерьерами покоев татарских ханов, арабских шейхов, русских царей и князей, египетских фараонов, украинских гетманов… Причем все будет воссоздано с исторической достоверностью. Сюда можно будет не только прийти полюбоваться на эту красоту, но и заказать понравившиеся вещи для своего дома. С дворцом та же проблема, что и с «Городом мастеров»: проект согласован и утвержден, но пока нет инвесторов, которые вложили бы в него деньги.
Обратите внимание
С 20 февраля по 10 марта в Выставочном зале, что на ул. К.Маркса, 57, будет работать выставка-ярмарка изделий народных промыслов и сувенирной продукции, изготовленных руками татарстанских мастеров. Эту идею Палаты ремесел поддержали Министерство культуры РТ и музей изобразительных искусств. Идут переговоры, чтобы такие выставки стали систематическими. Планируется сначала сделать их всероссийскими, а потом выходить на европейский уровень и даже провести в Казани международный этнофестиваль.
Кстати, на выставке начнется запись всех желающих обучаться в школе ремесел.
СПРАВКА. В Санкт-Петербурге была издана книга «Кустарные промыслы Российской империи в 1913 году». Все промыслы находились под эгидой императрицы Александры Федоровны. Среди самых ценных и значимых промыслов России были названы уникальные работы мастеров Казани, Рыбной Слободы, Алексеевского района, Арска. Это говорит о том, что в Казанской губернии народные промыслы успешно развивались и поддерживались государством.