О чем может рассказать старинное полотенце

Визитной карточкой рукоделия крестьянки в старину было полотенце - с узорным ткачеством на концах или вышитое, украшенное кружевом. Такие полотенца и составляют основную часть экспозиции в Центре русского фольклора. Весьма занимательная выставка «Русское народное искусство Казанского Поволжья. Ткачество, вышивка, кружево» посвящена традиционным видам женского рукоделия нашего края, его роли в народной жизни.

news_top_970_100
Не было в русском народном быту другой вещи, настолько наполненной сакральным, символическим значением, с ее помощью отмечались все значимые события в жизни людей. Когда рождался ребенок, на колыбель как оберег вешали полотенце, вышитое матерью, а когда человек умирал, гроб из дома выносили опять же на полотенцах. Ими украшали дом изнутри, на расшитом рушнике подавали хлеб-соль, встречая дорогих гостей. Невеста на свадьбе всю родню жениха одаривала образцами своего рукоделия, показывая, насколько их всех уважает и какую мастерицу берут они в дом. Дружка на свадьбе носил перевязь через плечо из рушника, и даже сбруя лошадей свадебной тройки им украшалась.Чтобы не было стыдно на свадьбе показать приданое, девочки с раннего детства учились ткачеству, вышивке, плетению кружев - нарядных полотенец полагалось приготовить много. Для каждого соткать холст, расшить концы, украсить их кружевом.В вышивке по белому холсту преобладал красный цвет, цвет жизни. В старинных узорах не случаен ни один элемент. Основа народного орнамента восходит к дохристианским временам, включает в себя солнечные знаки-обереги, символические изображения языческих богов-покровителей, дерева жизни, мистических птиц и зверушек. Родовые знаки, аналоги тюркской тамги, свидетельствовали о происхождении семьи. Рукодельницы из века в век повторяли традиционные узоры, что-то упрощая, где-то украшая завитушками, и тайный смысл орнаментов со временем забывался. Вместо родовых знаков появились вышитые буквицы-инициалы и даже надписи-пожелания. Но где-то на уровне генетической памяти оставалось ощущение, что нарядные полотна несут охранное, сакральное значение. Святое - к святому. И киот с христианскими иконами в красном углу дома нередко украшался рукоделием с фигуркой языческой богини-матери - Рожаницы, с вышитым или вплетенным в узор кружева символом Ярилы - Солнца. Множество старинных полотенец по всей России было уничтожено после войны из-за того, что фашисты использовали этот древний светлый знак свастики в своей зловещей символике: и в нем стали видеть тьму и опасность.Представленные изделия рукодельниц изготовлены в основном в начале ХХ века, и к этому же периоду относятся фотографии крестьян в народных костюмах, сделанные в местных деревнях. Под снимками такие знакомые названия - Царицыно, Никольское, Пестрецы. На старинных фотографиях, развешанных на стенах рядом с полотенцами, все больше девушки в праздничных нарядах. В широких сарафанах, бусах, лентах и кружевах, смотрят они серьезно и спокойно, держатся с достоинством. Коса с бантом, перекинутая на грудь, в руке вышитый носовой платок - тоже маленький шедевр рукоделия. На голове шелковый платочек, завязанный как современная бандана - с торчащими в стороны, как лопасти пропеллера, кончиками. Только эти жесткие кончики, явно закрепленные чем-то, чтобы держались торчком, и выдают озорство юных щеголих, прорывающееся через предписанную воспитанием сдержанность. Недолюбливали в деревнях тонких, звонких и вертлявых. Крестьянским идеалом была степенность и основательность, и девицы на выданье старались этому соответствовать, по крайней мере, на парадном портрете. Я смотрю и думаю, что этим красивым девочкам в пышных, экзотических, на современный взгляд, нарядах предстоит разделить со страной страшные испытания ХХ века. Именно это поколение женщин родит и воспитает тех мужчин, что победят в великой войне. А пока девушки вышивают крестиком полотенца себе в приданое красной ниткой по белому холсту: «Кого люблю, тому дарю» и «На долгую память».

news_right_column_240_400