О роли простого магнитика в имидже Татарстана

В выставочном центре «Казанская ярмарка» в конце октября прошла «АРТ-галерея», выставка-продажа художественных изделий, седьмая по счету.

news_top_970_100

Традиционные ярмарки, на которые все больше становится похожа «АРТ-галерея», испокон веку не были просто большим базаром. Потому здесь и вернисажи, и выступления артистов, и мастер-классы по народным промыслам. Художники и мастера, собравшись вместе, пользуются случаем на других посмотреть и себя показать, уловить тренд, как сейчас выражаются, то есть подхватить на лету перспективное направление, поискать новых партнеров и заказчиков. Ну и, разумеется, идет торговля, как же без нее.

Что угодно для души. Как ей и положено, ярмарка удивляет смешением людей из разных краев, экзотическими товарами. Трикотаж из шерсти яков из Монголии, шелка из Средней Азии, самоцветы с Урала. Можно отведать экзотических пирожных, приобрести нарядный зонтик или починить имеющийся. В павильоне, где представлено «высокое искусство», соседствуют экспозиции музеев, стенды фотографов, живописцев. Продают не все, иногда художникам важно просто показать людям свое творение, послушать отзывы. Например, таковы две вышивальщицы. Маргарита Александровна Иваненко демонстрирует вышитые гладью картины, а Надежда Борисовна Келесаева - гобелены. Изысканнейшее рукоделие.

Восточные гости. К большому стенду Генерального консульства Исламской Республики Иран очередь: один из строго одетых мужчин на узорных открытках выписывает всем желающим имя вязью алфавита персидского языка. Тушь, большая кисть - все, как полагается в восточной каллиграфии. И, между прочим, бесплатно. Стало любопытно: зачем дипломатам участие в подобном мероприятии? Учтивый каллиграф ответил, что одна из их главных задач - способствовать популярности культуры своей страны. Когда-то в среде татарской интеллигенции знание персидского языка, фарси не было редкостью, здесь ценили классическую персидскую литературу. Хотелось бы напомнить казанцам об этой традиции. Кроме того, в их стране есть что посмотреть, Иран думает о развитии туризма.

Ключевое слово - сувениры. Туризм важен и для Татарстана. Казань сумела стать одним из наиболее посещаемых туристами городов России. Это престижно, доходно, обеспечивает ручеек денег извне в экономику республики. Сувениры, их разнообразие и привлекательность - существенный фактор, влияющий на полноводность ручейка, и положение дел с ними заслуживает самого пристального внимания. Подарочные вещицы авторской работы почти на каждом стенде выставки, особенно в павильоне прикладников.
Король сувенирных прилавков - магнит на холодильник. Каких только на выставке нет! Вышитые, кожаные, керамические... Штамповка не китайская, работа местных мастеров. Но рано радоваться импортозамещению, потому что «сердце» каждой фитюльки - собственно магнитик или кусок гибкого магнитного полотна - обычно импортное, из Китая. А почему? Почему казанские заводы могут производить современные вертолеты, а эту супердоходную мелочь - ни в какую? А ведь «сувенирка» - одна из немногих активно развивающихся отраслей легкой промышленности в республике. Ни один турист не уедет домой без магнитика, а китайцы на этом отстраивают города.

Народные промыслы. Само слово «промысел» означает занятие тех, кто промышляет, предпринимает нечто, чтобы заработать. И, как ни поддерживай, все равно захиреет промысел, если нерентабелен. В «АРТ-галерее» участвуют в основном те мастера, чей промысел не захирел, кто рассчитывает продажей как минимум окупить немалую плату за участие и аренду места.

Так что нового у мастеров? Несколько стендов с изделиями кузнецов. Качество иных клинков таково, что режут подвешенную бумагу. При этом ножи так красивы, что даже женский взгляд задерживается надолго.
А вот ваза с очищенными мандаринами. Рядом вроде бы бутерброды с икрой. Оказывается, и то, и другое - это сувенирное мыло ручной работы. Симпатично.

Весьма живописен стенд с расписными пряниками. Называются романовские, они тоже ручной работы. Трудно удержаться, чтобы не попробовать тут же - больно аппетитные.

А среди кукольного населения выставки натуральный демографический взрыв. С каждым годом этот народец плодится, становится все наряднее, все причудливее, хоть мультфильмы снимай.

Возрождение традиции. В булгарских раскопках находили обломки стеклянных украшений - бусин, браслетов, причем местной работы, но позднее это ремесло угасло. И вот сияют на бархате подвески, колье, серьги из переливчатого стекла. Художница Наталья Куприянова училась стеклоделию в Италии, у знаменитых мастеров острова Мурано. Может, снова зазвенят у нас булгарские браслеты.

Не покидай нас, Кот Казанский! Понавезли сувенирного зверья - мишек, заек и, разумеется, кошек. Из Коврова, Москвы, Питера. А вот Кота Казанского не видать, на стендах мастеров нашего города были лишь безымянные кисы без рода-племени. Беда в том, что наши мастера побаиваются претензий со стороны ООО «Казанский сувенир», которое запатентовало товарный знак «Кот Казанский». Знакомая кукольница рассказывала, что ей часто пытаются заказать эти сувениры для подарков гостям города и для выезжающих делегаций, причем с непременным указанием имени-звания. Но кукольница законопослушна и вынуждена отказывать. Возможно, те, кто посадил Кота в патентную клетку, руководствовались благими намерениями, но уже заметно, что бренд стал тускнеть. Стоило ли запирать один из символов города в чьем-то фирменном магазине? Поддерживать славу Кота Казанского на достойном уровне можно только коллективными усилиями, лишь тогда бренд будет работать на пользу города.

Проблемы мастеров. Многие жаловались на сложности с реализацией. Когда посетители спрашивают, где еще можно увидеть, купить такие интересные вещи, нередко слышат, что только через интернет. Сувенирные магазины чаще предпочитают торговать конвеерной массовкой, чем авторскими вещами. Это для них проще и доходнее, в художественных салонах стандарт наценки - 100%, товар залеживается. Торговлю не стоит слишком винить, там свои проблемы - стоимость аренды, конкуренция. Выставки-продажи случаются нечасто, и они дороговаты для участников, тем более для начинающих. Для реальной поддержки промыслов стоило бы подумать об организации художественной ярмарки с демократичным доступом - хотя бы по выходным дням в летнее время. Такая могла бы стать еще одним туристическим объектом. Та же «АРТ-галерея» показывает, что потенциал развития у казанских мастеров есть.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100