- Я убежден, что это результат не каких-то разборок по поводу бизнеса. Главный мотив этих преступлений - глубокие идеологические противоречия между руководством Духовного управления мусульман Татарстана и сторонниками идеологии салафизма (ваххабизма) - радикального течения ислама, проповедующего так называемый «чистый ислам», строго по Корану и Сунне.
- В чем заключаются эти противоречия?- Противоречия - следствие того, что в Татарстане недостаточно подготовленных специалистов среди мусульманских священнослужителей. Дело в том, что при советской власти их практически не готовили и в начале 90-х годов молодые ребята стали уезжать учиться за границу, в основном в Саудовскую Аравию, где господствующее направление ислама ваххабизм. Оно там не просто господствующее, а единственное. Ваххабизм существенно отличается от представлений татарстанских мусульман об исламе. И это совершенно естественно.
Ислам, который традиционно развивался в Татарстане, соответствует нашему менталитету, потому что эта религия произросла здесь, на этой почве, во взаимодействии и взаимовлиянии с другими народами.
Ситуация сложилась такая: молодой парень уезжает в мусульманскую страну, чтобы получить религиозное образование. Там он воспитывается по правилам и канонам ваххабизма. Потом возвращается домой и сталкивается с совсем другой реальностью. Он видит, что здесь все не так, как, по его представлениям, должно быть в республике с преобладанием мусульманского населения. У него возникает внутренний протест - его же учили совсем другому! И он встает на путь джихада - борьбы с «неверными». Уже в том, как он трактует понятие «джихад», проявляется различие между традиционным поволжским исламом и ваххабизмом. Ваххабит истолковывает джихад как борьбу с внешними врагами (неверными), а ведь можно рассматривать его как искоренение зла внутри себя. В этом уже огромная принципиальная разница. Примеры различий, думаю, специалисты могут привести больше.
- Почему чуждая для татарстанского ислама идеология завоевывает умы наших молодых людей?- Первая волна активности сторонников салафизма пришла в Татарстан в конце 80-х - начале 90-х. Тогда руководство республики сумело видимый огонь погасить, но конфликт, как торф, видимо, продолжал тлеть. Все эти годы, несмотря на работу Российского исламского университета, у нас не хватало собственных богословов и практики противодействия чуждым течениям в исламе. Это и привело к тому, что под видом религиозного возрождения в Татарстан была привнесена салафитская идеология. К тому же и Духовное управление мусульман до последнего времени недостаточно контролировало процесс подготовки кадров среди мусульманских священнослужителей.
- Что необходимо сделать, чтобы исправить сложившуюся ситуацию?- Необходимо готовить своих специалистов традиционного поволжского ислама - это первоочередная задача. Иначе к нам будут продолжать приезжать миссионеры из-за границы, насаждать свою идеологию, свои жизненные ценности, и конфликты в этом случае будут неизбежны.
Еще один важный момент - руководству республики, властным структурам надо более четко и более решительно обозначить свою позицию по этой проблеме. Первый шаг в этом направлении был сделан на недавнем внеочередном заседании Госсовета РТ. Сейчас должен последовать второй шаг - приступать к реализации этой позиции.
- В чем, по-вашему, должен заключаться этот шаг? - Первое - это обучение религиозных мусульманских деятелей в рамках традиционного ислама. Второе - просвещение общества, разъяснение опасности, которую таят всевозможные экстремистские религиозные течения.
С нового учебного года в российских школах вводится новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Это хорошо, но необходимо, чтобы учителя прошли обучение на специализированных курсах, чтобы они могли грамотно излагать детям принципы основных мировых религий.
Подобные курсы, семинары должны быть обязательны и для руководителей государственных структур, чиновников, журналистов. Наш центр готов принимать участие в разработке, составлении и реализации программ этих семинаров.
- Преподавание основ религии - дело очень деликатное. Сможет ли учитель, прошедший обучение на недельных или месячных курсах, квалифицированно раскрыть эту сложную тему детям?- Это важная и серьезная проблема. Углубляться в философские и богословские вопросы на этих уроках нет необходимости. Главная задача - разъяснить школьникам ключевые понятия в каждой религии. Нужно сделать методическое пособие, своеобразную шпаргалку для учителей, а также других профессиональных групп, которые так или иначе связаны с общественными институтами, институтами пропаганды и проч. Мы их уже называли - это некоторые категории работников администрации, прежде всего на нижнем уровне, журналисты. Информационные издания следует подготовить таким образом, чтобы все основные положения традиционных религий были бы четко обозначены: что такое хорошо, а что такое плохо. Может быть, это примитивно, слишком просто, но сейчас ситуация такова, что всем необходимо как можно скорее дать эти ориентиры.
- В чем заключаются эти противоречия?- Противоречия - следствие того, что в Татарстане недостаточно подготовленных специалистов среди мусульманских священнослужителей. Дело в том, что при советской власти их практически не готовили и в начале 90-х годов молодые ребята стали уезжать учиться за границу, в основном в Саудовскую Аравию, где господствующее направление ислама ваххабизм. Оно там не просто господствующее, а единственное. Ваххабизм существенно отличается от представлений татарстанских мусульман об исламе. И это совершенно естественно.
Ислам, который традиционно развивался в Татарстане, соответствует нашему менталитету, потому что эта религия произросла здесь, на этой почве, во взаимодействии и взаимовлиянии с другими народами.
Ситуация сложилась такая: молодой парень уезжает в мусульманскую страну, чтобы получить религиозное образование. Там он воспитывается по правилам и канонам ваххабизма. Потом возвращается домой и сталкивается с совсем другой реальностью. Он видит, что здесь все не так, как, по его представлениям, должно быть в республике с преобладанием мусульманского населения. У него возникает внутренний протест - его же учили совсем другому! И он встает на путь джихада - борьбы с «неверными». Уже в том, как он трактует понятие «джихад», проявляется различие между традиционным поволжским исламом и ваххабизмом. Ваххабит истолковывает джихад как борьбу с внешними врагами (неверными), а ведь можно рассматривать его как искоренение зла внутри себя. В этом уже огромная принципиальная разница. Примеры различий, думаю, специалисты могут привести больше.
- Почему чуждая для татарстанского ислама идеология завоевывает умы наших молодых людей?- Первая волна активности сторонников салафизма пришла в Татарстан в конце 80-х - начале 90-х. Тогда руководство республики сумело видимый огонь погасить, но конфликт, как торф, видимо, продолжал тлеть. Все эти годы, несмотря на работу Российского исламского университета, у нас не хватало собственных богословов и практики противодействия чуждым течениям в исламе. Это и привело к тому, что под видом религиозного возрождения в Татарстан была привнесена салафитская идеология. К тому же и Духовное управление мусульман до последнего времени недостаточно контролировало процесс подготовки кадров среди мусульманских священнослужителей.
- Что необходимо сделать, чтобы исправить сложившуюся ситуацию?- Необходимо готовить своих специалистов традиционного поволжского ислама - это первоочередная задача. Иначе к нам будут продолжать приезжать миссионеры из-за границы, насаждать свою идеологию, свои жизненные ценности, и конфликты в этом случае будут неизбежны.
Еще один важный момент - руководству республики, властным структурам надо более четко и более решительно обозначить свою позицию по этой проблеме. Первый шаг в этом направлении был сделан на недавнем внеочередном заседании Госсовета РТ. Сейчас должен последовать второй шаг - приступать к реализации этой позиции.
- В чем, по-вашему, должен заключаться этот шаг? - Первое - это обучение религиозных мусульманских деятелей в рамках традиционного ислама. Второе - просвещение общества, разъяснение опасности, которую таят всевозможные экстремистские религиозные течения.
С нового учебного года в российских школах вводится новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Это хорошо, но необходимо, чтобы учителя прошли обучение на специализированных курсах, чтобы они могли грамотно излагать детям принципы основных мировых религий.
Подобные курсы, семинары должны быть обязательны и для руководителей государственных структур, чиновников, журналистов. Наш центр готов принимать участие в разработке, составлении и реализации программ этих семинаров.
- Преподавание основ религии - дело очень деликатное. Сможет ли учитель, прошедший обучение на недельных или месячных курсах, квалифицированно раскрыть эту сложную тему детям?- Это важная и серьезная проблема. Углубляться в философские и богословские вопросы на этих уроках нет необходимости. Главная задача - разъяснить школьникам ключевые понятия в каждой религии. Нужно сделать методическое пособие, своеобразную шпаргалку для учителей, а также других профессиональных групп, которые так или иначе связаны с общественными институтами, институтами пропаганды и проч. Мы их уже называли - это некоторые категории работников администрации, прежде всего на нижнем уровне, журналисты. Информационные издания следует подготовить таким образом, чтобы все основные положения традиционных религий были бы четко обозначены: что такое хорошо, а что такое плохо. Может быть, это примитивно, слишком просто, но сейчас ситуация такова, что всем необходимо как можно скорее дать эти ориентиры.