Оптимизируем семейный бюджет и не попадаемся на уловки в магазинах

В непростой финансовой ситуации, в которой оказались многие россияне из-за пандемии (кто потерял работу, у кого резко сократились доходы), вопрос оптимизации семейного бюджета стоит достаточно остро. Финансовая грамотность не предполагает скупость и строжайшую экономию - об этом в рамках прямого эфира, состоявшегося на прошлой неделе в инстаграм-аккаунте Региональной общественной приемной председателя партии «Единая Россия» Д.А.Медведева в Татарстане, сообщил главный экономист Отделения - Национального банка по РТ Волго-Вятского главного управления ЦБ РФ Михаил Иванов.

news_top_970_100

Первый прямой эфир образовательного модуля «Азбука качественной жизни» был посвящен как раз теме оптимизации семейного бюджета. Вести его несложно, подчеркнул эксперт. Но, как показали реалии, на самом деле бюджет ведут лишь 4 — 5% российских семей. О необходимости финансовой подушки, спасающей в случае вынужденной безработицы, проблем со здоровьем, других непредвиденных обстоятельств, знают многие. И все же большинство сомневается, что накапливать на долгосрочные цели — покупку бытовой техники, авто или отдых на море — можно при абсолютно любом уровне дохода. А это действительно так. Эксперт рассказал о нескольких действенных методиках ведения семейного бюджета. 

Правило 4 конвертов. Считаем месячный совокупный доход семьи и откладываем из него 10% — это будут наши сбережения или инвестиции. Вычитаем из оставшейся суммы обязательные платежи — кредиты, ипотеку, коммунальные и транспортные расходы, оплату школьных кружков и секций. Раскладываем на 4 конверта (4 недели в месяце) и берем каждую неделю (на продукты, повседневные расходы, развлечения и др.) только из одного конверта. Главное правило — мы никогда не берем деньги из следующего конверта. 

Метод 6 кувшинов. Весь доход семьи распределяем так: 55% откладываем на все самое необходимое — ежемесячные платежи и траты (оплату кредитов, «коммуналки», проезда в транспорте, налогов, покупку продуктов, бытовой химии, одежды). 

10% откладываем на развлечения — посещение театра, кино и других мероприятий, дарящих нам положительные эмоции. Ими ни в коем случае пренебрегать нельзя, иначе жизнь будет пресной! 

Еще 10% откладываем на сбережения — это основа для формирования финансовой подушки. 

10% заначим на образование и учебу. Под ними подразумеваем курсы повышения квалификации, тренинги, мастер-классы, репетиторство как для своих детей, так и для себя. Не секрет, что самое ценное вложение — это самообразование и развитие самого себя, чтобы быть в том числе и конкурентоспособным на рынке труда.

Следующие 10% — личный резервный фонд. Вот из него, немного подкопив, мы и будем делать дорогостоящие крупные покупки. 

А оставшиеся 5% смело оставим на подарки, презенты, сюрпризы для друзей и родственников, чтобы очередной день рождения или праздник не застал нас врасплох.

В магазины — только сытыми! Как правило, среднестатистическая семья тратит немало денег на продукты питания. И почти все задаются вопросом: как же сэкономить на продуктах, не теряя в качестве? Наверняка многие слышали об этих фишках, рассказанных Михаилом Ивановым. Но думаем, нелишним будет напомнить о них.

1. Перед походом в магазин составьте список необходимых продуктов и старайтесь его придерживаться. Список можно написать и в телефоне — тогда уж он точно не потеряется. Некоторые хозяйки заранее составляют меню на неделю и приобретают продукты из этого списка в разных магазинах. Ведь у любого крупного супермаркета периодически выходит мини-газета, из которой можно узнать о скидках на определенный товар в определенное время.

2. Ходите в магазин сытым: голодный человек более склонен к спонтанным покупкам.

3. Берите с собой конкретную сумму денег, чтобы не купить лишнего. Сверх этого, советуют эксперты, можно взять лишь 10% от запланированной суммы — на случай, если вдруг встретятся продукты или товары с длительным сроком хранения с дополнительной скидкой. Что поможет сэкономить на их покупке в будущем. 

4. Общеизвестно, что в торговом ряду мы чаще всего обращаем внимание на продукты, которые располагаются на уровне наших глаз. Зная об этом, менеджеры магазинов выкладывают на эти полки самые дорогостоящие продукты. Не поленитесь и посмотрите чуть выше или ниже — цены вас приятно удивят. 

5. Золотое правило — избегайте посещения магазинов в тот день, когда получили доход. Переспите с этими деньгами ночь и на следующий день идите за покупками. Психологи это объясняют тем, что в день получения дохода мы чувствуем себя богаче, чем на самом деле. И потратим больше, чем можем себе позволить. 

И все же главное в ведении семейного бюджета — не переусердствовать. Если чувствуете, что его ведение занимает много времени, воспользуйтесь приложениями, коих сейчас развелось множество. У каждого из них свои особенности. Кроме того, есть программы и приложения, которые собирают информацию о ценах на одинаковые или однотипные товары в разных магазинах. 

Уловки на каждом шагу. Среди уловок, на которые мы попадаемся в магазинах, можно выделить такую, как отдых без отдыха. Торговым центрам очень выгодно держать фуд-корты, где покупатели могут перекусить. Так они задерживают покупателей на длительный период времени. Вероятно, что, подкрепившись, мы с новыми силами отправимся за покупками. Как правило, долго находиться на фуд-корте неудобно — очень мало места, столики стоят близко к друг другу да и вблизи часто расположена шумная детская площадка. Это выгодно владельцам ТЦ: в этих условиях за короткий период времени через фуд-корт проходит больше клиентов. 

Вы заметили, что в магазинах чаще всего не бывает ни окон, ни часов? По аналогии с казино владельцам ТЦ выгодно, чтобы вы потеряли чувство реальности. Чем больше будете ходить в магазине — тем больше положите в корзинку и оплатите на кассе… Немалую роль играет и яркое освещение в супермаркете, приятная музыка и теплый свет — это придает чувство защищенности и безопасности. А добавление розового пигмента в примерочных не гарантирует вам того, что купленная вещь так же выигрышно будет смотреться на вас дома: розовый цвет делает нашу кожу загорелой и легко навевает мысли об отдыхе. 

Прибегают торговцы и к такой уловке, как искусственный спрос. Например, при выборе сока вы подходите к витрине с напитками и видите, что сока определенной марки осталось очень мало. Решив, что он пользуется потребительским спросом, берете последние коробки. А менеджер магазина, увидев, что забрали последнее, с удовольствием выставляет со склада точно такие же коробки. Так магазин избавляется от залежалого товара. 

Или как вам такой прием? Заметив, что товар не пользуется спросом, продавцы решают поднять на него цену аж до 40%, а потом скидывают ее до 30%. Посетитель магазина, увидев, что на этот товар скидка, покупается на уловку. И магазин снова остается с прибылью… Так что следите за ценниками!

news_right_column_240_400
news_bot_970_100