Круглый стол, посвященный Дню космонавтики и 85-летию первого космонавта Земли Юрия Гагарина, мы провели вместе с инициативной группой «Зихангиры».
Надир Багавиев с Баззом Олдрином (США), вторым человеком, ступившим на ЛунуСпециально для наших гостей приготовили зур бэлиш и чай по-гагарински. Дело в том, что тесть Гагарина Иван Степанович Горячев был известным шеф-поваром в Оренбурге и зур бэлиш был одним из коронных его блюд, которые обожал Гагарин. У чая по-гагарински тоже интересная история. В 1961 году первый космонавт планеты был приглашен на прием к королеве Великобритании Елизавете II. После строгой официальной церемонии и ужина подали чай и лимоны. Гагарин сначала выпил чай, а потом съел лимон. Это было нарушением дворцового этикета! Но Елизавета II сгладила неловкость ситуации - она вслед за Гагариным выпила чай, а потом закусила лимоном. Говорят, и сегодня, спустя почти 60 лет, в Букингемском дворце любят пить чай по-гагарински.
Космическое такси заказывали?
- В День космонавтики хотелось бы напомнить всем о вкладе, который внесли татарстанцы в развитие космической отрасли страны…
Урал Закиров, почетный гражданин Казани, доктор физико-математических наук, ветеран ракетно-космической отрасли, заслуженный создатель и испытатель космической техники, член Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, в 90-е годы - почетный руководитель Федерации космонавтики Татарстана:
И не случайно была выдвинута идея о строительстве космодрома именно в Алькеевском районе. Но, к сожалению, мы проиграли конкурс Нижегородской области.
- А насколько было целесообразно строительство космодрома в Алькеевском районе?
- Речь шла о небольшом космодроме. Надо понимать, что для запуска ракет нужна не только стартовая позиция, но серьезная дорогостоящая инфраструктура. Новый космодром строится на Дальнем Востоке. В Поволжье необходима стартовая площадка для запуска небольших кораблей для космического туризма и быстрых перелетов. Я был свидетелем выступления Сергея Павловича Королева, который еще много лет назад сказал, что придет время и мы будем создавать космическое такси. Вот эти ракеты могут стать такими такси. На них, например, до Дальнего Востока можно будет домчаться всего за 2 - 3 часа. Технически такие полеты возможны.
На Байконур!
Руслан Бушков, кандидат исторических наук, доцент института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ:
Халиль Гайнутдинов, руководитель инициативной группы «Зихангиры», обладатель знака «Строитель Байконура»:
- Космическая наука и технологии за последние годы очень изменились, изменились и критерии, определяющие понятие «космическая держава». Сейчас все гораздо сложнее. Буквально на днях международной группе ученых удалось получить изображение тени черной дыры, расположенной в галактике М87 на расстоянии 26 тысяч световых лет от Земли. К сожалению, Россия не стала участником этого уникального проекта. А о вкладе татарстанцев в космическую индустрию страны мы с Кимом Шакировым написали книгу «Космос нас зовет, зихангиры!» Могу подтвердить, что участие в проектировании, строительстве ракет и самого космодрома принимали и выпускники КАИ - те, кого Сергей Павлович Королев позвал с собой в Москву и на Байконур.
Укротить лазер: миссия выполнима
Альберт Саттаров, профессор кафедры реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ им. А.Н.Туполева, доктор технических наук:
- Я работаю на кафедре, которую в 1945 году основали выдающиеся ученые Сергей Павлович Королев и Валентин Петрович Глушко. Они уже тогда начали готовить инженеров-механиков для ракетных двигателей, хотя космических ракет еще не было. Вот насколько далеко они смотрели в будущее.
- В каком направлении должна развиваться космическая наука?
- Об этом еще в начале прошлого века написал русский ученый, изобретатель, философ Константин Циолковский. В 30-е годы XX века немецкие ученые перевели на немецкий язык его труды и по его разработкам сделали первую в мире баллистическую ракету дальнего действия ФАУ-2.
Сегодня одна из главных научных задач - усовершенствование ракетного топлива. Химическое ракетное топливо имеет небольшую тягу. На таких мощностях невозможно вывести тяжелый груз на орбиту, потому что требуется слишком много топлива. Получается, каждый килограмм груза буквально на вес золота. Циолковский еще в 1926 году предсказал, что космические аппараты будущего будут использовать направленную энергию электромагнитного излучения. Это лазерное излучение. Так что я своим студентам всегда говорю: «Куда дальше двигаться - внимательно читайте Циолковского!»
- Вы разработали уникальный лазерный ракетный двигатель…
- Сегодня ведущие космические державы работают над созданием эффективных ракетных двигателей на энергии лазерного излучения. Известны труды американского исследователя Лейка Мурабо, который создал лазерный ракетный двигатель с тягой 50 граммов. Нашей инициативной группе удалось разработать и испытать лазерный двигатель с тягой 0,5 килограмма, что на сегодня одно из лучших достижений в данной области.
Космос - дорогое удовольствие
Ферид Аюпов, бизнесмен, кандидат экономических наук, кандидат в космические туристы:
Когда в Америке частным компаниям разрешили заниматься освоением космоса и выдали лицензии на эту деятельность, создалась конкуренция и в этой сфере бизнеса. В результате НАСА грузодоставки передало частным компаниям и экономит на этом большие деньги.Как показывает практика, развитие частного космоса способствует более быстрому внедрению новых технологий во все сферы жизни. В России тоже необходимо законодательно разрешить частным компаниям принимать участие в разработке и реализации различных космических программ.
И еще один важный момент. Космос - это, наверное, то редкое направление деятельности, которое может объединить все страны. Подготовка к полетам и сами полеты - все очень дорого, даже для экономически развитых стран. А все вместе мы можем быстрее придумать и внедрить новые космические технологии.
Урал Закиров:
- Да, космонавтика - дорогое удовольствие. Стоимость каждого запуска - примерно 60 миллионов долларов. Надо подключать бизнесменов, нужно искать всевозможные варианты снижения этих затрат.
В прошлом году советом РАН была принята концепция лунной программы. Она будет реализована в несколько этапов до 2040 года. Разрабатывается программа полетов на Марс. Но если мы собираемся осваивать Луну, Марс, необходимо решать не только технические, экономические, но и медицинские вопросы. Дело в том, что организм человека приспособлен к земной тяжести, а в невесомости все его системы попадают в непривычную среду и вынуждены работать в противоестественном для себя режиме. Во время долгих полетов организм просто начинает «бунтовать». На Марсе, например, сила притяжения в 2,5 раза меньше, чем на Земле. Это очень некомфортно, мягко говоря. В России накоплен большой опыт длительных полетов, и все же надо продолжать решение этой проблемы.
Прогулка на орбиту
Ферид Аюпов:
- Новые технологии делают полеты и пребывание в космосе более комфортным. Современные космолеты взлетают не вертикально, а под углом примерно 70 градусов, это снижает нагрузки примерно в два раза. И садятся, как самолеты. Естественно, требования к космотуристам стали менее жесткими, чем к космонавтам, тем более первым. Но все равно серьезная подготовка длится несколько лет.
- А в чем заключается подготовка?
- Спорт, закаливание. Три года назад стал вегетарианцем. Сбросил вес: раньше весил 100 килограммов, сейчас - 70.
Несколько раз в году в Америке проводятся сборы для будущих космотуристов. Ты можешь принимать участие в тех, которые удобнее по времени.
- Наверняка всех интересует, во сколько космотуристу обойдется его полет.
- Около 250 тысяч долларов, и желающих заплатить такие деньги за космическое путешествие много. Кстати, среди будущих космотуристов немало и женщин.
- Когда запланирован ваш полет?
- Точно сказать не могу: есть очередь. Но недавно при испытаниях космолета произошла авария, и поэтому сроки полетов перенесены.
- Не страшно?
- Самый бесстрашный человек - это ребенок. Он не боится делать первые шаги, с интересом изучает все, что его окружает. А мы его начинаем пугать и учить: «Туда не ходи! Здесь нельзя! Там упадешь! Тут промокнешь!» Загоняем ребенка в тесные рамки своих представлений о том, что можно, что нельзя, ограничиваем его свободу, инициативу, а потом сами удивляемся, почему он не решается делать то, что ему интересно. Напугать человека намного проще, чем потом учить его не бояться.
«Догонять - бессмысленное занятие»
- Россия остается мощной космической державой?
Халиль Гайнутдинов:
США в последние годы совершили большой прорыв. Это произошло в том числе благодаря и тому, что они усовершенствовали свое законодательство. Американцы смотрят вперед. В 2015 году обе палаты Конгресса США одобрили закон, разрешающий американским компаниям добывать полезные ископаемые на всех телах Солнечной системы. И бизнес стал активно вкладывать деньги в исследование космоса, развитие космических технологий, космической юриспруденции, космической медицины, космического туризма, других сфер, связанных с космосом. Мы намного отстали от Америки, и догнать ее будет сложно…Альберт Саттаров:
Мы рады, что к нашему круглому столу дистанционно подключились из США Надир Багавиев, а из Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина Айдар Бикмучев.
Надир учился в КАИ, в 2002 году переехал в США. Окончил аэронавтический Университет Эмбри-Риддл во Флориде, прошел армейскую десантную школу. Работал в НАСА, организовал свою компанию и сейчас создает ракету для запуска на орбиту мини-спутников.
Айдар окончил КНИТУ-КАИ, ученик Альберта Саттарова. Работает в легендарном Звездном городке, где сейчас готовит космонавтов к полетам на кораблях «Союз».
Надир Багавиев:
- Является ли Россия космической державой? Россия - не просто космическая держава. Она первая! Однако наша страна может все растерять, если будет заниматься только лозунгами и самохвалебными речами и не будет реальных дел, отвечающих требованиям современного мира.
12 апреля, безусловно, является праздничным днем для всей человеческой цивилизации, в первую очередь для России: ведь именно Советский Союз и россиянин Юрий Гагарин открыли дорогу человечеству в космос.
Айдар Бикмучев:
- Да, в космической отрасли есть проблемы, однако много успешных событий, которые мало освещаются, даже о старте или посадке космонавтов в новостях сообщается максимально кратко. 4 апреля был старт транспортного грузового корабля «Прогресс МС-11», который долетел до МКС по двухвитковой схеме. В перспективе, надеемся, и пилотируемые полеты будут выполняться точно так же. Будет справедливо назвать основного идеолога таких быстрых схем - это сотрудник РКК «Энергия» Рафаэль Фарвазович Муртазин.