Прежде чем поведать о проблемах, директор лицея Ринат Биккенин провел экскурсию по учебному заведению. К слову, он сам выпускник этого училища, в свое время освоил профессию слесаря-инструментальщика и электросварщика, после службы в армии работал на заводе, ну а потом получил высшее образование и стал педагогом.
- Девятое училище в свое время гремело на всю республику, - не без гордости знакомил нас со своим детищем Ринат Ахметзакирович. - В шестидесятые, семидесятые да и в начале девяностых учиться здесь было престижно. Сильный педагогический состав, ежегодный полный набор групп. От тех времен, к сожалению, остались лишь воспоминания.
Знакомство с лицеем началось с кабинетов практических занятий. Хотя таковыми их назвать можно с натяжкой. Скорее мини-цеха со всем необходимым оборудованием. Заглядываем к будущим газоэлектросварщикам. Нас встретил грохот металла, ослепили снопы искр.16-летние покорители огня в робах и масках под присмотром мастера учились премудростям сварочного дела. Было видно, что мальчишкам занятия нравились, они старательно выводили огненный шов на металле. Самые способные уже самостоятельно справлялись с заданием.
От сварщиков переходим к токарям и фрезеровщикам. Вчерашние школьники (в этот день занимались первокурсники) в синих спецовках выглядят по-взрослому уверенно. Да и со станком справляются умело, по-рабочему.
- Готовим последних из могикан, - за шуткой скрывает сожаление директор. - На токарных и фрезерных станках сегодня остались работать в основном те, кому за 50. Молодых рабочих на предприятиях мало. Так что наши ученики, которые после учебы останутся верны выбранной профессии, на вес золота.
- Нам разрешили принимать их пока всего лишь на этот год с условием, что обучение будет проводиться в два этапа: начальное и среднее профессиональное образование (техникумовский вариант). И заметьте, благодаря тому, что другие профессиональные училища набирали учащихся на базе 11 классов, впервые за много лет у нас хороший набор. Но это, наверное, в последний раз. Нас уже сейчас беспокоит будущий учебный год: придут ли к нам учащиеся? Наша практика показала, что не хотят одиннадцатиклассники учиться на токарей, а если и набирается часть группы, то после выпуска на заводы устраиваются единицы. Большинство ребят идут в училище лишь для того, чтобы заполнить чем-то время до призыва. А после армии у них уже другие планы.
- Специалисты утверждают, что три года учебы - это слишком затратно как для предприятия, оплачивающего учебу, так и для государства. Мол, выгоднее, когда среднее образование дает школа, а специальности за год обучает профзаведение.
- Для прочих профессий, которым можно обучить за год, может, и да, но только не для станочников. Токари и фрезеровщики, если хотите, элита рабочего класса. Чтобы стать классным станочником, как минимум требуется 2 - 3 года. Помимо здоровья, усидчивости, выдержки, необходимы знания в математике, черчении, геометрии технической направленности, которые не дают в школах. А из хороших станочников получаются прекрасные инженеры, которых сейчас в машиностроении тоже дефицит.
- И много ребят поступает в вузы после училища?
- Каждый год по 3 - 4 человека. Поверьте, они намного опережают в знаниях тех, кто пришел в вуз со школьной скамьи, потому что прошли практику, знают предмет не понаслышке. Более того, московский машиностроительный институт и другие технические вузы с готовностью принимают к себе учиться толковых ребят, создают им все условия для учебы, работы и проживания. Они не зря так пестуют их. Готовые высококлассные специалисты востребованы на производстве.
- Первое - это достойная зарплата молодым специалистам. У токаря и фрезеровщика - сложная работа. Целый день на ногах, заготовки тяжелые, к тому же план, который необходимо выполнять. А зарплата у начинающих всего лишь 5 - 6 тысяч рублей. Молодежь на такие деньги нынче и калачом не заманишь.
Второе - жилье, кредиты и прочее на льготных условиях. Что-то, конечно, делается государством в этом плане, но, на мой взгляд, недостаточно.
- Ринат Ахметзакирович, что бы вы предложили для привлечения молодежи в профучилища?
- В этом плане мне нравится опыт Германии. У них труднее поступить в профильные учебные заведения, чем в вузы, потому что в институты не принимают, если нет профильного образования. Узнав производство изнутри, студент станет хорошим специалистом. У нас же наоборот: зачастую простой рабочий технически грамотней дипломированного работника.