— Мало кто задумывается о существовании эмоциональных вирусов в то время, когда есть угроза физического заражения…
— Эмоциональный вирус опаснее вируса ковида — он распространяется через соцсети и СМИ. От эмоциональных вирусов защититься сложнее, тут маска не поможет. Дело в том, что эмоции очень заразны, особенно отрицательные. И они преобладают в нашей жизни — таков ее закон. Нахамили человеку в магазине, транспорте — ответная реакция неизбежна. Мало того, человек придет и поделится своими переживаниями с коллегами, родственниками. Что рассказывать, когда у тебя все хорошо? А вот когда плохо… Сопереживая друг другу, мы выхватываем отрицательные эмоции и начинаем чувствовать то, что чувствует другой человек. Поэтому фейковые и плохие новости распространяются очень быстро.
— Но от тревожности и неопределенности в нынешнее время не убежишь.
— Самый сильный страх (за здоровье своих близких) и неуверенность в завтрашнем дне сильно влияют на отношения между людьми. На языке психологии состояние тревожности (за здоровье, из-за финансового положения семьи, наличия работы), когда рушатся планы и нет уверенности в будущем, обозначается термином «фрустрация». Человек в этом состоянии становится раздраженным, гневливым, обидчивым. Определенный психологический механизм заставляет искать виноватых — козла отпущения: «Кто виноват, что в моей жизни все плохо?». Проще тем, кто живет спонтанно, сегодняшним днем. Тяжелее всего тем, кто любит планировать.
— Кроме того, мы наблюдаем сильную поляризацию в обществе. Есть прививочники — те, кто за прививку от ковида, и антипрививочники — кто против; есть те, кто за ношение масок, и те, кто категорически их не приемлет…
— Несмотря на то что вакцинация — дело добровольное, в некоторых семьях разгорелись нешуточные страсти по этому поводу. Ссорятся родители с детьми, супруги. Конечно, пандемия, особенно в самом ее начале, повлияла на отношения между поколениями не лучшим образом. Во-первых, бабушки и дедушки в большей степени оказались изолированными от общества — на каждом углу говорили о том, что вирус наиболее опасен для пожилых людей. Их перестали навещать дети и внуки. Хорошо, что есть современные способы связи по телефону, видеосвязи — если нет возможности видеться, то можно хотя бы чаще звонить, чтобы пожилые люди не чувствовали себя одинокими и брошенными. Прошедший год показал важность социальной поддержки близких и единомышленников. Другое дело, что в условиях пандемии люди стали бояться личных контактов и сторониться друг друга.
— А как же отношения в семье?
— Я всегда говорю семейным парам на консультациях: в семье главное не как правильно и справедливо, а то, как ВЫ смогли договориться. Договоренность выше справедливости! Нет общих правил жития семьи, и смена правил во время стресса, в котором мы сейчас живем, недопустима. Коней на переправе не меняют!
С другой стороны, самоизоляция повлияла положительным образом на те семьи, где больших разногласий не было и до пандемии. Такие семьи еще больше сплотились, они отмечают, что у них появилось больше времени для общения друг с другом. К счастью, в 2020-м было хорошее теплое лето — многие уехали на дачу, где проводили время всей семьей на свежем воздухе на относительно большой по сравнению с квартирой территории. А значит, проблем с личным пространством не возникало.
— Первые дни самоизоляции в марте 2020-го стали для многих шоком. Можно ли сказать, что спустя год мы адаптировались к ограничениям?
— В определенной степени — да. Поняли, что искать виноватых бесполезно, эффективнее думать, как сохранить семейное и свое собственное благополучие, здоровье. Первыми, как ни покажется странным, приняли ситуацию дети. Психика ребенка достаточно адаптивна — у него нет жестких рельсов мышления, по которым он едет по жизни. Но дети тонко чувствуют эмоции родителей. Ребенок реагирует не на саму ситуацию, а на психологическое состояние в семье. И реакции эти могут быть самыми разными. Ребенок — как микрофончик, который усиливает эмоциональный фон семьи. От отрицательных эмоций — непослушание и гиперактивность.
Однако стрессовые ситуации сжигают наши психологические ресурсы. У человека как бы садится батарейка. Жалобы: «Тяжело вставать по утрам», «Без кофе не могу проснуться», «Совсем нет сил» — все это связано с последствиями ковида. Плюс обостряются хронические заболевания.
— Где найти энергию?
— Во-первых, с помощью положительных эмоций. Однако сами по себе они приходят к нам нечасто. Их нужно подкреплять эмоциональными ресурсами: слушанием любимой музыки, просмотром фильмов, спектаклей, чтением книг. Получить положительные эмоции можно из игровой или творческой деятельности. Потому что в отличие от целенаправленных видов деятельности (работы или учебы) в игре и творчестве мы получаем удовольствие не от результата, а от процесса. Целенаправленные работа и учеба — ресурсозатратные. Если мы тратим ресурсы, важно их восполнять — переключаться с работы и учебы на игру или творчество. Я не имею в виду игровую зависимость, когда игра заменяет все другие виды деятельности. Кстати, настольные игры прекрасно подходят для семейного времяпрепровождения.
Другой источник энергии — любовь к своему телу, которая может выражаться в занятиях спортом, фитнесом, регулярными прогулками. Теплая ванна, массаж, вкусная еда тоже пойдут на пользу нашему телу.
— А если попробовать подойти к проблеме аналитически?
— Логика и ум — это тоже ресурс. По сути стресс — это мешок отрицательных эмоций. Периодически важно проводить самоанализ. Разделить лист на три части и написать: что меня беспокоит, что я по этому поводу думаю и что могу сделать. Помогает тайм-менеджмент — разделить все дела по принципу важности и срочности в течение недели. Чем меньше важных дел — тем меньше стресс. Дела несрочные и неважные можно отбросить, срочные и неважные — делегировать. Помните: ресурс нам дают важные и несрочные дела, например, в отдаленном будущем написать книгу. Так, глобальные цели рождают стресс, а маленькие цели помогают удержаться нам на плаву здесь и сейчас.
— Можно предположить, каким будет мир после ковида?
— Ясно одно: пандемия сильно повлияла на нашу психику. Однозначно, мир после ковида будет другим. Помните, как в средневековой Европе после бубонной чумы пришла эпоха Возрождения? Хочется верить, что это время вскоре наступит и у нас.