Третий год подряд торжество проходит в селе Сиктерме - на родине выдающегося деятеля литературы и культуры, народного поэта Петра Хузангая. В этот раз традиции чувашского народа, их кухню и культуру приехали показать жители не только из Татарстана, Чувашии, Башкирии, но и из других регионов страны. С погодой в этот день повезло - не было палящей жары, что порадовало участников и гостей.
На праздничной поляне можно было подойти к любому артисту или же мастеру и поговорить, рассмотреть удивительной красоты изделия ручной работы, попробовать блюда национальной кухни. Были и песни, и танцы, и выставки декоративно-прикладного искусства, и мастер-классы, а также народные игры и конкурсы, зрелищные скачки, борьба на поясах. Еще прошел конкурс чувашских красавиц «Уяв пики».
- В Татарстане проходят прекрасные праздники, к примеру марийский «Семык», удмуртский «Гырон быдтон», мордовский «Валда шинясь», тюркский праздник «Навруз», славянский «Иван Купала», а еще «Каравон», у крящен «Питрау», - сказал на открытии праздника заместитель Председателя Государственного Совета РТ Юрий Камалтынов. - Они, словно прекрасные цветы, вплетаются в один крепкий и красивый венок многонациональной дружбы народов, населяющих нашу республику.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Александр Терентьев отметил, что на просторах России проживает много народов и каждый гордится своей культурой, языком и традициями. А значит, каждый народ имеет свое будущее.
Участники мероприятия хорошо подготовились к празднику. Учитель чувашского языка и литературы Родниковской школы Алексеевского района Наталья Степанова и ее коллеги рассказывали гостям про традиционную чувашскую кухню и про то, как растили детей в старину.
- Вот это перепечи с творогом, - показывает мне Наталья Геннадьевна на стол. - Тесто пресное, дрожжевое, а наверху обычный творог с солью, песком и яйцами. Раньше перепечи готовили в печи, а теперь в духовке. Еще мы любим пирог с зеленым луком и яйцом. Он здесь тоже представлен. Угощайтесь! А это йава - колобки, которые мы готовим, к примеру, на Масленицу, свадьбу. Рецепт их прост - мука, сметана, соль, сахар, яйца. Затем нужно скрутить из теста жгутик, порезать на небольшие кусочки и пожарить на сковородке. Будете пробовать?
В детской подвесной кроватке лежал игрушечный младенец. Наталья Геннадьевна сказала, что люльку они называют зыбка. Ее закрывают пологом, оберегающим малыша от мух и комаров.
- Еще мы кладем под подушечку ребеночку что-то железное, например ножницы, - говорит Наталья Геннадьевна. - Считается, это отпугнет злые мысли людей. Этому меня обучила моя мама.
Учитель истории и обществознания из Дрожжановского района Наталья Куракина помимо основной работы обучает детей ткачеству на станке. Прямо здесь на нем работала одна из ее учениц.
- Это станок моей бабушки Елизаветы, которая родилась в 1914 году, - говорит Наталья Николаевна. - Получается, станку больше сотни лет. Две мои бабушки ткали, а вот мама не любила это мастерство. Свекровь ткала и шила и подарила мне это платье.
При этом Наталья Николаевна показывает свой наряд.
- И это все вручную? - удивляюсь, разглядывая вышивку. Маленькие крестики покрывают пятисантиметровые квадратики - это ж сколько сил и терпения нужно вложить в такое платье!
- Конечно, - улыбается моя собеседница. - Мои бабушки меня обучили, а теперь я передаю знания следующим поколениям. Детям это очень нравится.
Мастер народных промыслов и солистка чувашской эстрады из Чебоксар Роза Степанова творит своими руками настоящую красоту. Всеобщему взору были представлены традиционные девичьи и женские головные уборы чувашей, а также другие украшения.
- Это тухья - традиционный девичий головной убор чувашей, - рассказала женщина. - Он выполнен из бисера. Такие головные уборы символизируют чистоту души и тела, красоту, любовь. А вот женские - семью, заботу о муже и детях. Монеты на украшениях тоже имеют свой смысл. Например, монеты с солнцем олицетворяют саму жизнь.
Практически театральное представление устроили гости из Тетюшского района. Они показали, как сельчане убирали урожай в старину. Кто-то действовал серпом, кто-то граблями. И все это в игровой форме. При этом пели народные чувашские песни, ведь именно так раньше работали в поле.
- Эти работы предшествовали чувашскому празднику урожая Чуклеме, - объяснил заведующий Мемориальным музеем И.Я.Яковлева с. Кошки-Новотимбаево Тетюшского района Алексей Пыркин. - Стог сена раньше считался святым местом. Новый урожай можно было есть только после освящения, которое делали старейшины. Они созывали родственников, соседей, гостей и читали молитвы, благодарили Бога за урожай.