Уже после совещания по вопросам цифровой трансформации тарифного регулирования в ходе неформального общения журналистов на прошлой неделе с главой Госкомитета РТ по тарифам Александром Груничевым всплыла интересная информация, касающаяся большинства казанцев.
Спикер сообщил, что в его ведомство уже поступили заявки от казанских перевозчиков на увеличение тарифа. АТП просят увеличить стоимость проезда в общественном транспорте в 2025 году, по словам Груничева, до 45 рублей. Правда, не очень понятно, при какой форме оплаты может быть установлен такой тариф. Если только при оплате наличными, то рост платы будет весьма умеренным - уже сейчас она составляет 42 рубля. Да и используют такую форму оплаты, по наблюдению корреспондента «КВ», лишь немногие. Если же речь идет про оплату банковскими и транспортными картами, то ситуация выглядит несколько угрожающе. В таком случае стоимость проезда вырастет одномоментно сразу на более чем 18%. Если, скажем, у вас уходило в месяц на проезд около 2000 рублей, то в следующем году вы будете тратить за это дело ежемесячно уже 2200 рублей.
Есть большая вероятность, что стоимость проезда в казанских автобусах все-таки поднимут до 45 рублей. Александр Груничев заявил на этот счет, что лучше один раз повысить стоимость проезда в рамках инфляции, чем повышать значительно через три года. Впрочем, официальное решение тарифным комитетом пока не принято. К сведению, стоимость проезда на следующий год должна быть установлена до 20 декабря.
Проблемы транспортников понятны: дорожает практически все, в том числе топливо и запчасти. Плюс водителям нужно поднимать зарплату, чтобы они не увольнялись. Да еще и кредиты на АТП висят. Можно подумать, что ситуация безвыходная - тариф надо повышать. Однако давайте попробуем заняться простейшей математикой, чтобы попытаться понять, так уж необходимо повышение платы за проезд.
Средний пассажирооборот наземного транспорта в столице Татарстана - более 600 тысяч поездок в сутки. Вот, к примеру, данные от комитета по транспорту исполкома за январь - июль прошлого года: только автобусы перевезли 76,3 млн пассажиров. За прошедшее время пассажиропоток вряд ли снизился. То есть с помощью автобусов казанцы и гости города передвигаются примерно 400 тысяч раз только за один день. Предположим, что половина из них льготники (хотя такое допущение противоречит элементарной логике и личным наблюдениям любого пассажира). 200 тысяч умножаем на 38 рублей и получаем выручку всех казанских АТП, равную 7,6 млн рублей. Совокупная месячная выручка в 228 млн рублей выглядит весьма солидно. Эта сумма сопоставима с выручкой какого-нибудь локального ретейлера, имеющего магазины по всему городу. На что можно возразить, что мы не знаем объем затрат транспортников. Все-таки у них большие автохозяйство и штат работников.
А как обстоит дело в других мегаполисах? Давайте возьмем конкретный пример - Санкт-Петербург. Вторая столица России имеет более развитую транспортную инфраструктуру и соответственно более протяженные маршруты. Не говоря уже о том, что в этом городе в отличие от Казани общественный транспорт ходит регулярно и минимум до 11 вечера. Да и зарплаты персонала в Питере поболее. То есть затрат у питерских транспортников априори должно быть больше. И что же мы наблюдаем?
Обычный билет на трамвай, троллейбус или автобус у них стоит намного больше - 65 рублей. Однако в Северной Пальмире действует специальная программа по снижению стоимости проезда в наземном общественном транспорте. Так, при оплате единой картой петербуржца стоимость проезда составляет всего 42 рубля, а при оплате через мобильное приложение и того меньше - 40 рублей. Как же питерским коллегам наших автотранспортных предприятий удается сохранять льготный проезд? И не стоит ли нам перенять их опыт?