«На мне тренировались?»
Лор-врач порекомендовал моему знакомому удалить миндалины. Мужчина согласился. А когда узнал, что молодой хирург делал свою первую в жизни операцию, пришел в ужас. «Получается, на мне тренировались? - возмущался и одновременно радовался он, что все прошло удачно. - Потом хирург сказал, что он сильно волновался и боялся забыть важное».
Словно первая любовь
О том, как готовят татарстанских хирургов к первой операции, «КВ» попросили рассказать главного хирурга Минздрава РТ, замглавврача по медчасти казанской горбольницы скорой медпомощи №1, профессора кафедры скорой медпомощи КГМА Андрея АНИСИМОВА. Андрей Юрьевич улыбнулся, потер руки и признался, что первая операция хирурга, как первая любовь, остается в памяти на всю жизнь.- Со школы я не представлял для себя другого профессионального пути, кроме хирургии, - вспоминал Анисимов. - На выбор будущей специальности повлиял и пример моего отца-хирурга. Чтобы быстрее освоить азы профессии, уже на первом курсе мединститута начал дежурить в хирургической клинике горбольницы №15. Первый раз самостоятельно оперировал достаточно рано - после третьего курса. Рядом со мной у операционного стола стоял замечательный человек и хирург, профессионал с большой буквы Рафкат Мингазович Тазиев. Ныне это доктор медицинских наук, профессор кафедры онкологии КГМА. Конечно, это был аппендицит. Молодой женщине надо было срочно удалить воспаленный червеобразный отросток. Мой учитель подсказывал, что делать, а я выполнял хирургические манипуляции. Думать самостоятельно я был не в состоянии. В голове все плыло, в висках стучало. Одновременно мне было страшно за судьбу больной и радостно, что доверили самостоятельную операцию. Потом я каждый день приходил к моей первой пациентке и справлялся, все ли у нее в порядке? Был счастлив, что больная быстро шла на поправку. Значит, операция прошла так, как надо.- А сейчас вы, опытный хирург, как напутствуете молодых специалистов?
- Молодой человек, решивший стать хирургом, должен отдавать себе отчет в том, что на этом пути не обойтись без кропотливой самостоятельной работы и ответственного отношения к делу. Но прежде чем выйти на самостоятельные оперативные вмешательства, молодой врач должен освоить самую тяжелую, черную работу - ведение хирургических пациентов, промывание желудка, постановку клизмы, перевязку гнойных свищей... Не пройдя эти этапы становления специалиста, невозможно стать профессионалом.
Вначале тренажеры
- Говорят, что сейчас подготовка хирурга далека от совершенства...
- К сожалению, это так. Согласно результатам анкетирования только 12% начинающих докторов считают свои знания и умения, приобретенные в вузе, качественными. Лет 20 - 30 назад студент-медик начинал осваивать азы хирургии на кафедрах общей хирургии, топографической анатомии и оперативной хирургии. Здесь он впервые знакомился с теорией и практикой различных хирургических манипуляций. На старших курсах приходил в клинику в качестве помощника и участвовал в простейших операциях. Дальше практика продолжалась в одном из хирургических отделений в рамках курса субординатуры и интернатуры. Сегодня подготовка молодого хирурга значительно изменилась. Есть прецеденты, когда больной с огромной неохотой идет на контакт со студентом-медиком или молодым врачом, не говоря уже об операциях. Это заставило искать новые методы в системе обучения будущего хирурга. Начинающие врачи стали раньше осваивать практические навыки на специальных тренажерах. - Что они собой представляют?
- В 2008 году в Казани открылся первый в России и пятый в мире образовательный центр высоких медицинских технологий. Этот инновационный образовательный проект призван задать новые стандарты в постдипломной подготовке врачей-хирургов для эффективного использования и внедрения высокотехнологичной медпомощи. Одно из ключевых новшеств центра - использование в образовательном процессе компьютерных симуляторов, позволяющих воспроизводить ход операции в реальном режиме. На компьютерных тренажерах-симуляторах моделируются различные ситуации, которые могут возникнуть во время операций. В результате число практических ошибок сокращается в 6 раз, а время выполнения процедуры - на 30%. Самое главное - для пациентов повышается безопасность хирургического вмешательства. В медуниверситете создан центр практических умений. Занятия в нем построены так, что студент, освоив определенные практические навыки, приходит в клинику и учится применять их на реальных пациентах. После таких тренировок начинающий хирург готов оперировать. Все молодые хирурги преодолевают определенный психологический барьер во время своей первой самостоятельной операции. А дальше идет освоение навыков, накопление практического опыта. К счастью, в хирурги идет талантливая молодежь - грех жаловаться!
- Как эта проблема решается за рубежом?
- Там студенты соприкасаются с реальным пациентом. Но имеют возможность что-либо делать своими руками лишь на 6 - 7-м году обучения. Это связано с особенностями учебной программы, где не последнюю роль играет особый менталитет европейского пациента.