МОНУМЕНТ. От камской пристани автобус, петляя по узким зеленым лесным дорогам, около часа мчит нас мимо неказистых сел и заброшенных полей, заросших борщевиком. За очередным поворотом вдруг открывается вид в давно минувшую жизнь - на старинную русскую дворянскую усадьбу 19-го века. Здесь, на тихом берегу большого и чистого озера, в которое уже несколько веков смотрится одноэтажный дом с мезонином, родился и вырос Петр Ильич Чайковский. В 1990 году к его 150-летию тут установлен памятник музыканту, точнее, монумент: скульптор Комов изобразил Чайковского сидящим в раздумье на скамейке. Туристы устремляются к нему. Щелкают затворы фотоаппаратов, кто-то взбирается на постамент и усаживается рядом с бронзовым гением...
ОСОБНЯК. Прекрасно сохранившийся дом цвета охры и великолепный сад, утопающий в цветах, наполненный ароматом трав и пением птиц, поражают любовью к ним с первой минуты. Главное, что замечаешь, - дом в стиле классицизма, построенный в 1806 году по проекту архитектора Андреевского в качестве служебной квартиры начальника Камско-Воткинского завода, живой! Ни в одной из комнат и ни на одном экспонате этого особняка площадью 500 кв. м не увидишь музейной пыли, не почувствуешь затхлости и специфического запаха старых вещей. Как и сад, дом весь утопает в цветах. Они на подоконниках, маленьких старинных столиках, в каждом свободном уголке. Причем все непременно цветут и пахнут - яркие, с сочной зеленью, они чувствуют себя здесь превосходно.
Экскурсовод, женщина чуть за 50, упомянув об искренней любви к своей работе, ведет нас по дому из комнаты в комнату. Их 13. То и дело слышим рядом английскую, немецкую, французскую речь.
- Иностранных туристов к нам всегда приезжает много, - поясняет гид. - Их обслуживают англоязычные и романо-германские экскурсоводы. На Западе интерес к творчеству Петра Ильича очень высок. А его музыка пользуется огромной популярностью.
Она цитирует фразу из письма Чайковского сестре Александре, которое музыкант прислал ей из Венеции в 1877 году: «Я артист, который может и должен принести честь своей родине. Я чувствую в себе большую художественную силу».
САКРАЛЬНОЕ. Как семья композитора оказалась в удмуртской провинции, в те годы принадлежавшей Вятской губернии? Узнаем, что отец Чайковского был талантливым горным инженером. В 1837 году подполковник Корпуса горных инженеров был назначен начальником Камско-Воткинского завода. Из Петербурга он прибыл к месту назначения, где поселился в большом казенном доме, выделенном ему для проживания. Сделал ремонт, а потом привез сюда обожаемую супругу Александру Андреевну. Здесь, на берегу озера, семья Чайковских прожила 11 лет. У супругов родились четверо детей: три мальчика и девочка. Петр появился на свет вторым в 1840 году и вскоре стал всеобщим любимцем, «сокровищем и золотом семьи», как писала его матушка.
Нам демонстрируют сакральное место усадьбы - небольшую наполненную светом спальню, где родился будущий композитор. Вот его кроватка-качалка, трогательные первые детские вещи, комод со старинным зеркалом. Немой свидетель рождения музыкального гения - икона с образом Девы Марии. Ее отцу Илье Петровичу подарил в 1837 году архимандрит Соликамского Троицкого монастыря в честь приезда Чайковских в Воткинск.
Вторая не менее значимая комната - парадная зала - предназначалась для приема гостей, музицирования и танцев. А вот и самый ценный экспонат усадьбы - старинный прямострунный рояль «Вирт», к которому впервые в жизни прикоснулись пальчики великого композитора. Его мама была против раннего развития детей. Заметив, что на маленького Петю музыка действовала возбуждающе, он становился нервным и расстроенным, Александра Андреевна запретила маленькому сыну подходить к роялю и даже приказала закрывать инструмент на ключ. Тогда малыш принялся перебирать пальчиками и выстукивать ритм на всем, что попадалось под руку. И когда однажды разбил оконную раму и поранил себе пальцы, мама сдалась и пригласила в дом для Пети его первую учительницу музыки.
Когда в наши дни рояль реставрировали, на обороте обнаружили надпись грифелем, сделанную детской рукой: «Петр дурачина». Дети подсмеивались над впечатлительным братиком, всегда увлеченным музыкой и обожавшим играть на рояле.
ЛЕГЕНДА. В строгой классной комнате экскурсовод поведала о том, что обучение детей в семье Чайковских было организовано очень серьезно. Закону Божьему их учил местный протоиерей. Остальные предметы преподавала выписанная из Петербурга гувернантка француженка Фанни Дюрбах. Учебный день детей начинался в 6 утра. Когда в доме появилась Дюрбах, Пете было всего 4 года, и ему не разрешили учиться. Мал еще! Он очень обиделся, настоял на своем, присоединился к занятиям через полгода и вскоре догнал старших. А к 6 годам свободно читал и говорил по-французски и по-немецки. И написал свое первое стихотворение на французском языке. Слушаем его запись. А потом фрагменты из знаменитого балета «Лебединое озеро». По семейной легенде в те годы на рукотворное озеро всегда прилетали лебеди, которые якобы и стали прототипом сюжета знаменитого произведения.
Отец Петра Ильича играл на флейте. Вместе с друзьями и коллегами, владевшими другими инструментами, вечерами в доме давали концерты. Впечатлительный мальчик был настолько ошарашен услышанным, что каждый раз потом долго плакал, приговаривая: «У меня в голове музыка!»
Гувернантка Фанни Дюрбах всю жизнь хранила ученические тетради своего любимца Петера. Были в них и стихи, написанные мальчиком на французском языке. За это Дюрбах звала Петю «мой маленький Пушкин». А он спустя годы, став знаменитым, разыскал во Франции свою любимую гувернантку и вспоминал вместе с ней свое удивительное детство в российской глубинке.
ФЛОРА. Еще нам показали стол, за которым работал Чайковский, беседку во дворе, где летом давали концерты, каретный сарай с экипажами, в которых катали детей, ледник, где хранили в жару продукты, великолепный зимний сад. В парке мы спросили гида, кто поддерживает в усадьбе всю эту несравненную красоту. Клумбы потрясают своей роскошью и великолепием, хотя растут на них знакомые всем бархатцы, садовые ромашки, герань, флоксы, пионы. Но все они невероятно пышные, ухоженные и благоухающие.
- Это дело рук четырех наших женщин-садовниц, которым помогают мужчина-разнорабочий и волонтеры - местные старшеклассники, - пояснила экскурсовод.
А потом повела нас к мемориальной липе, возраст которой перевалил за 237 лет. В 2012 году этому старожилу местной флоры присвоили статус памятника живой природы и повесили на нем табличку.
ЗЛОЙ РОК. Мама Петра Ильича умерла в Воткинске во время эпидемии холеры в возрасте 42 лет. Спустя десятилетия по злому року судьбы ее всемирной известный сын тоже умрет от холеры 25 октября 1893 года. Только в Петербурге, выпив во время эпидемии в ресторане за ужином стакан некипяченой воды. Ему было всего лишь 53 года...
На память об этой незабываемой поездке у меня остался маленький белый гипсовый бюст великого композитора и путеводитель музея-усадьбы Чайковского.