Специалисты оценили результаты исследования уровня обеспеченности россиян товарами первой необходимости в рамках проекта «Гражданский календарь импортозамещения».
В течение года региональные активисты Центра мониторинга ОНФ дважды собирали оперативную информацию о наличии на полках аптек и магазинов лекарств, продуктов и товаров народного потребления, фиксировали стоимость и национальную принадлежность производителя. За время проекта почти 1500 участников из 30 регионов России обошли 960 супермаркетов и аптек сначала осенью, а затем повторно весной.
Параллельно эксперты центра совместно со специалистами ведущих социологических и экспертных организаций провели мониторинг удовлетворенности покупателей. В ходе исследований удалось проанализировать потребительское поведение представителей 3600 домохозяйств, замерить их отношение к качеству покупаемых продуктов и выявить ожидания.
Проведенная работа позволила отследить динамику реализации импортозамещения во всех федеральных округах России. В итоге можно выделить очевидные позитивные изменения, риски и явные проблемы.
Так, к положительным моментам можно однозначно отнести стабильное желание россиян покупать отечественные товары. Треть граждан считают, что качественными могут быть только отечественные продукты питания, 15% готовы осознанно переплачивать за них. Аналогичный уровень «потребительского патриотизма» можно наблюдать и в аптеке: 23% россиян более эффективными считают именно отечественные лекарства.
В плане разнообразия продуктов питания также наблюдается позитивный тренд на увеличение: среднее значение количества видов продуктовых товаров в одном магазине выросло за полгода на 15%. В центре отмечают: текущая ситуация говорит о том, что прогнозируемого ранее дефицита в этом сегменте не наблюдается.
Гораздо большее беспокойство у участников проекта вызывает снижение доли ряда социально значимых российских продуктов. Так, доля отечественного картофеля сократилась на 4%, моркови - на 10%, а томатов - на 6%. При этом виден рост в аналогичных категориях импортных товаров. Наиболее отрицательные тенденции отмечаются при анализе изменения стоимости социально значимых товаров.
- Цена на те же продукты питания растет. Причем вне зависимости от страны происхождения. И больше всего удивляет, когда отечественные товары обгоняют импортные. Например, стоимость отечественной моркови увеличилась на 47%, а зарубежной - только на 15%. Цена российских яблок выросла на 30%, импортных - на 17%. Хотя по логике вещей должно быть как минимум наоборот, - возмущается руководитель Центра мониторинга Анна Заборенко.
Она отметила, что в большинстве случаев средние цены, зафиксированные активистами, не соответствуют официальным данным Росстата, который почему-то не отражает такого роста.
Так, наибольшая доля продуктов отечественного производства зафиксирована в магазинах Северного Кавказа - 60%, и она имеет тенденцию к дальнейшему росту. Всего же только три округа смогли перешагнуть 50-процентный рубеж: компанию Северному Кавказу составили юг России (57%) и Поволжье (53%).
Проект «Гражданский календарь импортозамещения» проходил с сентября 2015 года по июнь 2016-го. В нем приняли участие около 1500 активистов из 30 регионов, 120 российских городов, а также широкий круг экспертов рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика», Центра мониторинга НТР, исследовательского холдинга «Ромир», фонда «Национальный центр мониторинга НТР».