Однако если о великом поэте написано множество книг самого разного характера, то этого до сих пор нельзя было сказать о Сайдашеве, 110-летие со дня рождения которого торжественно отмечено в 2010 году. Поэтому особо хотелось бы выделить поистине подвижническую деятельность музыковеда Фариды Салитовой, посвятившей долгие годы изучению и популяризации наследия великого композитора.
Результаты воплотились в ее книгах и многочисленных статьях, выступлениях на научных конференциях и в СМИ, в защите первой искусствоведческой диссертации. Книга Ф.Салитовой о С.Сайдашеве «Музыкальные драмы Салиха Сайдашева» (Казань, 1988) явилась первой серьезной монографией, посвященной творчеству композитора. При ее создании автору пришлось преодолеть немало препятствий на пути своей исследовательской работы – в то время в академических музыкальных кругах (в отличие от литературных) значение творчества С.Сайдашева явно недооценивалось. Большие сложности возникали в связи с тем, что архив композитора был просто в плачевном состоянии, многие его произведения утрачены или скрыты в многочисленных хранилищах и частных собраниях. Поэтому нужна была решимость, а главное - искреннее стремление внести свой вклад в определение подлинной роли композитора в истории татарской музыки. И эта задача была Фаридой Салитовой с честью выполнена.
Вторую книгу Ф.Салитовой «Салих Сайдашев. Жизненный и творческий путь» (Казань, 2011) смело можно назвать фундаментальным трудом, освещающим наследие композитора в полном объеме. Причем изложение здесь сочетает подлинную научность и достоверность с увлекательностью изложения. Книга доступна, на наш взгляд, любому читателю. А это очень важно для популяризации наследия композитора. Ведь до настоящего времени работы о С.Сайдашеве очень четко подразделялись на статьи музыковедов сугубо специального характера и различные популярные издания не всегда профессиональных авторов, порой страдающие субъективностью и неточностью оценок и выводов. Публикации Ф.Салитовой принципиально отличаются от этих изданий.
Фарида Салитова стояла и у истоков первого мемориального музея композитора. Она явилась автором его научной концепции, деятельно участвовала в создании экспозиции музея. Нельзя не отметить и многолетнюю работу Ф.Салитовой в качестве куратора раздела «Музыкальная культура» в Институте Татарской энциклопедии. Она написала огромное количество статей о композиторах и исполнителях Татарстана (около ста!), подготовила к печати множество статей других авторов.
Следует отметить, что представителей музыкального искусства среди лауреатов Тукаевской премии достаточно много. И это преимущественно композиторы, что вполне закономерно. Но не в меньшей степени важен не всегда заметный, на первый взгляд, не видный широкой аудитории поклонников знаменитых музыкантов труд исследователей их творчества, ибо удастся ли без них сохранить наследие творцов для потомков? Знали бы мы так же хорошо сегодня М.Глинку, А.Бородина, М.Мусоргского, П.Чайковского и других великих русских композиторов, если бы не было исследователей и пропагандистов их творчества в лице В.Стасова, Н.Кашкина и других?
Результаты воплотились в ее книгах и многочисленных статьях, выступлениях на научных конференциях и в СМИ, в защите первой искусствоведческой диссертации. Книга Ф.Салитовой о С.Сайдашеве «Музыкальные драмы Салиха Сайдашева» (Казань, 1988) явилась первой серьезной монографией, посвященной творчеству композитора. При ее создании автору пришлось преодолеть немало препятствий на пути своей исследовательской работы – в то время в академических музыкальных кругах (в отличие от литературных) значение творчества С.Сайдашева явно недооценивалось. Большие сложности возникали в связи с тем, что архив композитора был просто в плачевном состоянии, многие его произведения утрачены или скрыты в многочисленных хранилищах и частных собраниях. Поэтому нужна была решимость, а главное - искреннее стремление внести свой вклад в определение подлинной роли композитора в истории татарской музыки. И эта задача была Фаридой Салитовой с честью выполнена.
Вторую книгу Ф.Салитовой «Салих Сайдашев. Жизненный и творческий путь» (Казань, 2011) смело можно назвать фундаментальным трудом, освещающим наследие композитора в полном объеме. Причем изложение здесь сочетает подлинную научность и достоверность с увлекательностью изложения. Книга доступна, на наш взгляд, любому читателю. А это очень важно для популяризации наследия композитора. Ведь до настоящего времени работы о С.Сайдашеве очень четко подразделялись на статьи музыковедов сугубо специального характера и различные популярные издания не всегда профессиональных авторов, порой страдающие субъективностью и неточностью оценок и выводов. Публикации Ф.Салитовой принципиально отличаются от этих изданий.
Фарида Салитова стояла и у истоков первого мемориального музея композитора. Она явилась автором его научной концепции, деятельно участвовала в создании экспозиции музея. Нельзя не отметить и многолетнюю работу Ф.Салитовой в качестве куратора раздела «Музыкальная культура» в Институте Татарской энциклопедии. Она написала огромное количество статей о композиторах и исполнителях Татарстана (около ста!), подготовила к печати множество статей других авторов.
Следует отметить, что представителей музыкального искусства среди лауреатов Тукаевской премии достаточно много. И это преимущественно композиторы, что вполне закономерно. Но не в меньшей степени важен не всегда заметный, на первый взгляд, не видный широкой аудитории поклонников знаменитых музыкантов труд исследователей их творчества, ибо удастся ли без них сохранить наследие творцов для потомков? Знали бы мы так же хорошо сегодня М.Глинку, А.Бородина, М.Мусоргского, П.Чайковского и других великих русских композиторов, если бы не было исследователей и пропагандистов их творчества в лице В.Стасова, Н.Кашкина и других?