Победит ли наш батыр чужеземного человека-паука?

Так каким же быть музею детства в Казани? Мне кажется, неплохо начать с выставки игрушек, но ее надо сделать веселой и оригинальной. Почему бы не оформить ее в виде «Азбуки детства»? Вот «а». Какие на эту букву игры? Сразу вспоминаются игровые автоматы 80-х годов «Морской бой», тир, «Воздушный бой», «Охотники в лесу». Хорошо бы найти несколько таких и поставить в музее. А на букву «м» - масса различных мячей, махнушка, машины - старые железные, выдержавшие все испытания двором и временем.

news_top_970_100

Маленький музей детства есть в каждом доме. То, что вы устали хранить и некому отдать, а выбрасывать жалко, несите на выставку - с миру по нитке, то есть по игрушке, глядишь, на музей наберем!

Музей детства больше нужен нам, взрослым. Ведь дети в детстве сейчас, они радуются ему сиюминутно, ежечасно, а мы? Уставшие, постаревшие, поседевшие, отдавшие здоровье производству, детям и продолжающие отдавать последние силы внукам... Для нас вернуться в атмосферу детства было бы волшебной сказкой, вызывающей добрые воспоминания, которыми мы, конечно же, поделимся с внуками.

Читая им сказки, понимаем, что многое из того, что встречается в сказочных историях, современным детям непонятно. Как объяснить ребенку, растущему в квартире с центральным отоплением и газовой плитой, что печь, героиня большинства сказок, была в избе и вместо батареи, и вместо плиты да еще и с теплым спальным местом наверху?

Печь - символ домашнего уюта, очага наших предков. Вот и давайте поставим ее в центре зала. Возможно, это будет хорошо сделанный макет. Вокруг печи столы поставить, лавки. Можно диафильмы смотреть на ее белом боку, конкурсы устраивать - кто ухватом донесет до печки чугунок с водой и не прольет? Или кто дровишки, что рядом с печкой лежат, быстрее в поленницу сложит? В конкурсах не только дети участвуют, но и взрослые.

Здесь же колодец - символ чистоты и таинственности одновременно. Многие из нас помнят деревенские колодцы: журавль, ворот. Рядом ведра-кадушки, скамеечки поставить. Макет коровушки в натуральную величину или козы-дерезы. Шалаш соорудить, в каких ребята от дождя прятались или в ночном спали. На лавочках можно посидеть и послушать фольклорный ансамбль. Рядом куклы: кот Матроскин, Шарик, а вот дядей Федором может стать любой, если придумает маленькую сказку с любимыми героями, за что и приз получит.

Макеты и печи, и колодца должны быть максимально приближены к настоящим. Потому что ручку ворота повертеть каждому захочется. А заодно и сказки вспомнить, где колодец - главный герой: «Марья-искусница», «Огниво», «Морозко». Конечно, необходимы интересные сценарии экскурсий для небольших групп ребят и взрослых, чтобы посещение музея детства надолго запомнилось.

А еще нужно поставить домик-теремок. Современные дети думают, что это трехкомнатная квартира, а теремок - символ того, как дружно всем нужно жить под одной крышей. Можно рядом поставить сундук с масками зверей - обитателей теремка: ежика, петуха, мышки-норушки и лягушки-квакушки. А еще маски волка, лисицы, медведя, и пускай посетители музея сами разыгрывают этот вечный спектакль про то, как вместе маленькие и дружные справились с большими и злыми. Можно и кукол ручных в этом же сундуке держать.

Ну и конечно, необходим здесь символ детства - корабль с парусами.

Такой, на котором плавали и Айболит, и герои «Острова сокровищ». Пусть будет у каждого мальчишки и девчонки возможность сфотографироваться возле его штурвала, а под руководством педагогов-экскурсоводов провести взятие на абордаж с безопасными саблями и шпагами. Был бы корабль, а конкурсы народ напридумывает. Можно и последний звонок провести, и прощание с детсадом или начальной школой.

Детство деревенское, городское, пионерское, школьное, дворовое - всему этому разнообразию можно и должно найти в музее уголок.

Например, на столик из пионерской столовой поставить доску с шашками, рядом повесить барабан, пионерский горн, галстуки. И вот определенные ассоциации уже вызваны.

Кроме того, музей детства должен иметь открытую площадку на свежем воздухе, где можно будет сразиться в городки, вышибалы, поиграть в прятки, покататься на велосипедах и самокатах. Пусть этим командуют добрые «дяди Степы-милиционеры». Пусть пишут сценарии праздников в музее дипломированные выпускники института культуры, а будущие психологи и педагоги - студенты - работают экскурсоводами. У Казани есть все, чтобы сделать музей детства чудесной сказкой, куда многим захочется попасть. А самое главное, можно приобщить через музей к богатейшей культуре нашего народа подрастающее поколение. Чтобы для детей быть батыром было бы не менее почетно, чем человеком-пауком или черепашкой-ниндзя.

Софья Гаруновна Хамидуллина, Казань

news_right_column_240_400