Собрать кипу документов, чтобы попасть в программу помощи. Глава казанского отделения Союза садоводов РТ Сергей Евстратов отметил, что среди всех проблем СНТ выделяются те, которые садоводы не могут решить самостоятельно. Иначе говоря, на первый план выходит недостаточная помощь со стороны государства. Он сообщил, в частности: чтобы попасть в программу помощи садоводам, председателю СНТ надо проделать огромную работу, к примеру, представить в минсельхоз порядка 40 документов от Управления государственной экспертизы и ценообразования РТ, в которых оценивается представленная садоводами смета.
Впрочем, самих программ помощи СНТ в республике две, в то время как во многих других регионах нет вообще ничего подобного. Корреспонденту посчастливилось побеседовать с одним из разработчиков данных программ - бывшим сотрудником Минсельхоза РТ, а ныне членом правления Союза садоводов РТ Александром Дружиным. Он поведал, что для начала несколько лет назад их ведомством была проведена глобальная инвентаризация всех садовых товариществ Татарстана. Целью было узнать, кто, в чем и насколько нуждается. И только после этого в Минсельхозе РТ приступили к подготовке программ помощи садоводам, поскольку именно это ведомство курирует эти программы. Впрочем, вскоре кураторство хотят передать в Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ. Наверное, в этом есть свой резон, так как в строительных сметах минстрой более компетентен.
Как бы там ни было, с 2017 года по инициативе главы республики Рустама Минниханова была запущена масштабная программа с годовой сметой в 550 млн рублей. Из них 300 млн рублей - на дороги и подъезды к СНТ, 140 млн рублей - на ремонт (или замену) скважин и водонапорных башен, 100 млн рублей - на проведение высоковольтных линий электропередачи, а оставшиеся 10 млн рублей - на обустройство площадок для сбора ТКО. Дружин подчеркнул, что этих мер, несмотря на выделяемые республиканским бюджетом большие суммы, было недостаточно. Ведь эта помощь касалась всего внешнего по отношению к территории садоводства. А как же быть с реконструкцией того что внутри: труб водопровода, дорог, аллей, линий электропередачи? Сами садоводы не настолько богаты, такие суммы не потянут. Поэтому к первой с 2018 года добавилась еще одна программа. Это аналог самообложения в сельской местности - к каждому рублю, собранному садоводами, республика добавляла два бюджетных. И вторая программа, по словам Дружина, год от года расширялась. Если в 2018 году по ней было выделено всего 32,4 млн рублей, то в 2022-м - уже 237 млн рублей. Правда, из этого правила были исключения. Так, в 2021 году ее не было по причине пандемии. Почему же не выделены средства в этом году, в Союзе садоводов Татарстана не знают.
В приоритете крупные товарищества? Другая большая проблема: нет четких критериев нуждаемости конкретных СНТ в обновлении своего хозяйства. Их списки составляются в исполкомах муниципальных образований и отправляются в Минсельхоз РТ. В принципе, чиновник из исполкома не может отказать председателю СНТ в приеме его заявки. Но всегда ведь можно найти недостатки в представленных документах. Тем более что их требуется оформить «тонны». Поэтому на практике субъективность не исключается.
К тому же есть некоторые критерии, по которым многие СНТ изначально отсеиваются. Во-первых, в садоводстве должно быть не менее 200 участков. Так чиновники определяют эффективность каждого вложенного рубля. Ведь можно помочь 200 садоводам, а можно сразу тысяче на одну и ту же сумму. Во-вторых, на территории СНТ не должно быть всесезонного проживания. А где сейчас найдешь такие товарищества?
Вот, например, ремонт дорог. Если сложить заявки всех садоводов республики, связанные только с новыми дорогами, то они потянут миллиарда на полтора. А в год, напомним, выделяется только 300 млн рублей. Приоритет в ремонте, как правило, отдается грунтовым дорогам. Да и на каждый район (пусть и негласно) существуют определенные лимиты. В общем, многие садоводы остаются в пролете.
Даешь план развития СНТ на три года! Председатель правления Союза садоводов РТ Владимир Дейнекин добавил, что изначально еще в советские времена земли садоводствам выделяли крупные предприятия. Они же худо-бедно поддерживали тамошнюю инфраструктуру. При распаде СССР садоводы остались один на один со своими проблемами. Поэтому в некоторых СНТ ничего не ремонтировалось лет 40.
Дейнекин уже неоднократно выступал за то, чтобы придать заботе о садоводах статус национального проекта. По его подсчетам, в течение года один садовод вкладывает в свои дом и участок около 20 тысяч рублей. Если умножить эту сумму на примерно 376 тысяч садовых участков в республике, то получится более 7,5 млрд рублей. Огромная сумма! Государство же тратит на помощь садоводам гораздо меньше.
«А ведь мы формируем таким образом из обывателя хозяина, по факту создаем средний класс! То есть выполняем важную социальную задачу», - резюмировал Владимир Федорович.
Кстати, о тех, кто проживает в СНТ круглогодично. Ведь именно из-за них товарищество могут лишить участия в программах госпомощи. Дейнекин считает, что такие «зимники» сами себя наказывают. Ведь делать зимой в садах нечего да и небезопасно это. Поэтому в таких СНТ, говорит глава татарстанских садоводов, желательно утверждать на общем собрании сразу две сметы - общую и зимнюю. Чистить дорожки от снега ради двух-трех «зимников» очень накладно выходит!
Председатель СНТ «Строитель-2» в Дербышках Наталья Петрова рассказала, что в принципе все вопросы должны решаться на общем собрании садоводов. А уж раз приняли решение, то выполняйте. И круглогодичных садоводов это особенно касается.
Дейнекин высказал такую мысль: дабы в садовом товариществе были средства, надо, чтобы председатель и правление составляли план развития СНТ на три года вперед. Предварительно, конечно, отчитавшись перед общим собранием о том, что было сделано до этого. И в этом случае садоводы больше начинают доверять этому председателю.
В итоге пришли к тому, что «спасение утопающих - дело рук самих утопающих». То есть садоводам стоит быть намного активнее.