Почему местный овощ турецкому не товарищ?

Чьими фруктами завалены татарстанские прилавки, и почему в советские времена мы фруктами-овощами были обеспечены даже лучше москвичей, читателям «КВ» расскажет председатель правления концерна «Татплодоовощпром» Раил Шагартдинович Зиатдинов. Ровно 25 лет назад он, ученый-агроном, принял эту организацию под свое руководство - и сейчас об этой отрасли знает все.

news_top_970_100
- В советские времена не каждый житель средней полосы России мог позволить себе салат из свежих помидоров и огурцов круглый год. Правда, что в Татарстане такой проблемы не было?- Да, нам больше повезло. У нас в республике всегда к плодоовощному хозяйству было повышенное внимание, в ее развитие вкладывались большие средства. Мы впервые в СССР стали применять поливные системы, мелиорация - это был наш конек. Кроме того, первыми стали в крупных масштабах строить тепличные комбинаты. В итоге в республике круглый год продавались помидоры, огурцы и другие овощи. В то время как в других регионах вне сезона это было дефицитным продуктом. Мы даже в Москву овощи поставляли. Сегодня тоже применяем передовые технологии, выводим новые сорта. Постоянно разрабатываем новые проекты преобразования агросектора. В итоге в хозяйствах нашего концерна выращивается половина всех овощей, которые реализуются в республике. Мы и сейчас обеспечены ими лучше, чем жители других регионов России.
- Приоткроете завесу тайны - чьими же фруктами торгуют сейчас на казанских прилавках? Один продавец говорит - местные, другой - волгоградские, третий -  голландские...- Волгоградских яблок нет вообще! Там они плохо растут. Из отечественных на нашем рынке реализуются яблоки из Краснодара, Ставрополя и Ростова-на-Дону. Но это примерно одна треть всех яблок. Две трети - импортные: турецкие, иранские, польские...
- А какие лучше?- Наши! Они сочнее, имеют более мягкий вкус.
- Тогда почему на рынке такое засилье импорта?- Несмотря на то, что и наши, и зарубежные производители реализуют, по идее, один и тот же сорт, наши яблоки хуже хранятся. Поэтому вне сезона главенствующее место на фруктовом рынке достается импорту.
- Правда ли, что импортные фрукты обрабатываются специальным воском для лучшего хранения?- Правда. Но этот воск, вопреки слухам, совсем не вредный. Помойте яблоко горячей водой и ешьте на здоровье.
- Многие с предубеждением относятся к местным тепличным помидорам и огурцам. Мол, они не имеют того яркого вкуса и аромата, как «бабушкины» помидоры с огорода...- Вот это самое большое заблуждение. Открыть вам правду? Лично я ни за что не куплю на рынке деревенские овощи. Знаете, почему? Просто я видел, как на таком огороде овощи удобрялись из собственного нужника во дворе. Навоз-то дорогой! После этого мне эти овощи в рот не полезут! И даже если бабушка удобряет свои огурчики-перчики специальными удобрениями, то сыпет их на глаз. Вот и получается в помидоре то недостаток какого-то вещества, то переизбыток, например, фосфора. А в теплицах каждый овощ получает микроэлементов ровно столько, сколько ему необходимо, - для этого состав почвы все время проверяется. Тепличные овощи - это гарантия качественного и безопасного продукта. Я вообще-то овощи выращиваю на своем приусадебном участке, но если делать выбор: «бабушкины» или тепличные, предпочел бы именно последние.
- Почему местной продукции так трудно пробиться в крупные торговые сети?- Сетевые магазины вовсе не против отечественной плодоовощной продукции. Однако они предъявляют высокие стандарты в отношении их потребительских свойств. Сейчас ведь западный принцип торговли: продукт должен быть красивым. Поэтому мелкие, корявые, с гнильцой фрукты-овощи уже не конкурентны. Вообще большие сетевые компании работают с поставщиками по принципу «трех китов»: первое - качество, второе - цена, третье - дисциплинированность. Каждый фрукт и овощ должен быть готов к реализации - помыт до блеска, расфасован. Наши предприниматели-поставщики четко выполнять все эти правила пока не способны. Что касается цены, то себестоимость импортного продукта дешевле, чем нашего.
- Что же ждет отрасль в будущем?- С одной стороны, перспективы дальнейшего развития очень хорошие. Овощной и фруктовый рынок насыщен до предела. Но большую долю на нем занимает, как я уже говорил, импорт, причем не бананы и ананасы, а овощи и фрукты, которые мы и сами выращиваем, - те же яблоки, груши, картофель, капуста. А это неблагоприятно для республиканского бюджета. Но как выжить отрасли, если затраты отечественных производителей слишком велики? Для производства продоовощной продукции необходима сельхозтехника, топливо. Энергетическая отрасль - монополисты, цены заламывает нереальные. Техника страшно дорогая. Например, только «КАМАЗ» стоит 3 миллиона рублей. Сейчас я подсчитаю на калькуляторе, сколько нужно вырастить картофеля, чтобы заработать столько - 600 тонн! Это же надо его целый год на 30 гектарах выращивать! А ведь есть и другие расходы - налоги, зарплата...
- Каким вы видите выход?- Нужно государственное регулирование цен: либо вводить для сельхозпроизводителей адекватные цены на технику и топливо, либо давать дотации. Между тем государство в эти проблемы не вмешивается. Мне как человеку, для которого агрономия -  вся жизнь, больно это видеть.
- Раил Шагартдинович, когда начинается ваш рабочий день?- В 6.30 и продолжается... до победного конца. В целом он занимает 14 - 16 часов. Выходных нет. Отпуск - 2 недели в году. Я привык к такому режиму с детства, ведь рос в деревне и привык к неустанному труду. Начинал с шофера, потом стал агрономом, но кем бы ни был, подчинялся одному правилу: сделай свою работу, а уж потом отдыхай.
- Думаю, в 25-ю годовщину вашего руководства концерном вы хотели бы вспомнить своих учителей в этой отрасли, которые вам дали знания и такую вот трудовую закалку?- Конечно! Я им очень благодарен! Это агрономы Николай Феоктистович Атрохов и Саяз Киямович Гиматдинов, который передал мне управление концерном. Уникальные специалисты, большие трудяги... Сейчас таких кадров, увы, нет!

news_right_column_240_400